Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.
Недостатки метода наблюдения
Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,
социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
предубеждение наблюдателя,
комплексность наблюдаемых ситуаций,
эффект первого впечатления,
усталость наблюдателя и наблюдаемого,
ошибки в оценках,
«гало-эффект»,
«эффект снисходительности»,
ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),
ошибки моделирования,
ошибка контрастности.
Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).
Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
Сложность соблюдения операциональной валидности.
Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.
Недостатки метода наблюдения
Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,
социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
предубеждение наблюдателя,
комплексность наблюдаемых ситуаций,
эффект первого впечатления,
усталость наблюдателя и наблюдаемого,
ошибки в оценках,
«гало-эффект»,
«эффект снисходительности»,
ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),
ошибки моделирования,
ошибка контрастности.
Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).
Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
Сложность соблюдения операциональной валидности.