Т.В. Кудрявцев выделяет следующие стадии профессионального становления личности: возникновение и формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение; активное освоение профессии и нахождение себя в производственном коллективе; полная реализация личности в профессиональном труде. Психологи предлагают иную периодизацию профессионального становления, выделяя следующие этапы:
1) оптации (12 – 17 лет), т. е. подготовки к сознательному выбору профессионального пути;
2) профессионального обучения (16 – 23 года);
3) развития профессионализма (от 23 лет до пенсионного возраста), т. е. вхождения в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшего развития субъекта деятельности (Е.А. Климов).
В поздней периодизации жизненного пути профессионала Е.А. Климов предлагает более подробную группировку фаз:
1) оптация– период выбора профессии в учебно-профессиональ-ном заведении;
2) адаптация– вхождение в профессию и привыкание к ней;
3) фаза интервала– приобретение профессионального опыта;
4) мастерство– квалифицированное выполнение трудовой деятельности;
5) фаза авторитета– достижение профессионалом высокой квали-фикации;
6) наставничество– передача профессионалом своего опыта.
А.К. Маркова выделила пять уровней, которые включают в себя девять этапов становления профессионала.
1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией.
2. Профессионализмсостоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства.
3. состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности.
4. Непрофессионализм– выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности.
5. Послепрофессионализм– завершение профессиональной деятельности.
Т.В. Кудрявцев выделяет следующие стадии профессионального становления личности: возникновение и формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение; активное освоение профессии и нахождение себя в производственном коллективе; полная реализация личности в профессиональном труде. Психологи предлагают иную периодизацию профессионального становления, выделяя следующие этапы:
1) оптации (12 – 17 лет), т. е. подготовки к сознательному выбору профессионального пути;
2) профессионального обучения (16 – 23 года);
3) развития профессионализма (от 23 лет до пенсионного возраста), т. е. вхождения в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшего развития субъекта деятельности (Е.А. Климов).
В поздней периодизации жизненного пути профессионала Е.А. Климов предлагает более подробную группировку фаз:
1) оптация– период выбора профессии в учебно-профессиональ-ном заведении;
2) адаптация– вхождение в профессию и привыкание к ней;
3) фаза интервала– приобретение профессионального опыта;
4) мастерство– квалифицированное выполнение трудовой деятельности;
5) фаза авторитета– достижение профессионалом высокой квали-фикации;
6) наставничество– передача профессионалом своего опыта.
А.К. Маркова выделила пять уровней, которые включают в себя девять этапов становления профессионала.
1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией.
2. Профессионализмсостоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства.
3. состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности.
4. Непрофессионализм– выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности.
5. Послепрофессионализм– завершение профессиональной деятельности.