До начала урока 10 минут. В классе находятся учитель и несколько учеников. Обстановка спокойная, доброжелательная. В класс входит другой учитель с целью получить необходимую информацию у коллеги. Подойдя к коллеге и ведя с ним беседу, вошедший учитель вдруг обрывает ее и обращает свое внимание на сидящую напротив ученицу 10-го класса, у которой на руке золотое колечко: «Ты посмотри, ученики все в золоте ходят. Кто тебе разрешил носить в школу золото?!» При этом, не дождавшись ответа от ученицы, учитель повернулся к двери и, продолжая громко возмущаться, покинул кабинет, хлопнув при этом дверью.
Один из учеников спросил: «Что это было?» Вопрос остался без ответа. Сидящий в классе учитель всё это время молчал, не находя выхода из сложившейся ситуации. Ученица смутилась, покраснела, стала снимать колечко с руки. Обратившись то ли к учителю, то ли ко всем в классе, она спросила: «Почему и за что?» В глазах девушки появились слёзы. Как должен поступить оставшийся в классе педагог? Попробуйте определить причину возникшего конфликта и дать объяснение такому поведению преподавателя? Как можно разрешить эту ситуацию?
Далее, педагог должен обратиться к остальным ученикам и объяснить им, что каждый из нас имеет свои предпочтения и право носить то, что ему нравится, но в школе мы должны уважать друг друга и не делать неприятных замечаний на этот счет. Он может сказать: «У каждого из нас есть свой уникальный стиль и привычки, и нам не следует осуждать других за их выбор. Учитель совершил ошибку, не дождавшись ответа от ученицы и уходя из класса в такой грубой форме».
Основной причиной возникшего конфликта, вероятно, стало неадекватное поведение учителя, проявившего неуважительное отношение к ученице и нарушившего ее честность, не предоставив возможность ответить на обвинения. Может быть, учитель был подвержен эмоциональному стрессу или спонтанности, но это не оправдание для подобного поведения. Он проявил непрофессиональное отношение к ученице и создал как негативную, так и обидную обстановку.
Чтобы разрешить ситуацию, педагог должен дать понять ученице, что она не виновата и оказать ей поддержку. Он может дать ей возможность выразить свое мнение и чувства, а также предложить извинения от имени увлеченного учителя, который провел неуместное поведение. Педагог может посоветовать ученице обратиться к завучу или директору школы, чтобы предоставить им информацию о случившемся, повысить осведомленность о происходящем и найти более конструктивное решение проблемы.
Вообще, в классной комнате должна быть соблюдена атмосфера уважения, толерантности и понимания. Учитель должен быть образцом в данной ситуации, проявляя терпение, готовность выслушать всех участников, объяснить им правила школьного правила и распорядка, а в случае конфликтных ситуаций – действовать медиатором и искать компромиссные решения. Возможно, следует провести классное собрание или занятие по формированию межличностных навыков, где основной целью будут умение учащихся строить дружелюбные взаимоотношения друг с другом и разрешать конфликты мирным путем.