1. Определите, представителям каких психологических направлений принадлежат приведённые высказывания, обоснуйте ответ.: - «Психология…есть чисто объективная, экспериментальная область естественной науки, которая нуждается в интроспекции также мало, как такие науки, как химия и физика. …Можно обходиться без сознания в психологическом смысле…»;
- «Наша первая реакция на высказывания других людей - немедленная оценка или суждение, а не понимание. Когда кто-то выражает свои чувства, убеждения или мнения, в нас возникает стремление оценить это как правильное, глупое, ненормальное, неразумное, неправильное. Очень редко мы позволяем себе понимать , что значат слова другого человека для него самого… Нелегко позволить себе понимать другого, эмпатически целиком и полностью войти в его внутренний мир. Это происходит редко»;
- «Припомним, какие же средства раскрытия забытого, скрытого, вытесненного есть в нашем распоряжении. Изучение случайных мыслей больного, возникающих при свободном ассоциировании, изучение сновидений и изучение дефективных и симптомных поступков»;
- «Дайте мне дюжину здоровых, физически хорошо развитых детей, и при наличии для их воспитания определённых мной внешних условий я ручаюсь, что, выбрав наугад любого из них, сделаю из него путём тренировки какого угодно специалиста по своему произволу - врача, юриста, артиста, преуспевающего лавочника и даже нищего и вора, независимо от его талантов, склонностей, стремлений , призвания и национального происхождения».
2. Рассмотрите какой- либо собственный повседневный поступок, отвечающий вашим сознательным желаниям и целям. Представьте, что один психолог на основании вашего субъективного отчёта будет классифицировать эти цели, желания, интересы, выделит частное и общее, установит закономерные связи этого поступка с другими. Второй психолог представит тот же поступок как определённую последовательность движений, сложных и элементарных, и будет выявлять внешние причины их возникновения, уже не требуя у вас субъективного отчёта. Третий психолог полагает, что ваше объяснение поступка может быть неадекватно его действительным причинам. Поскольку осознанное желание совершить то ил иное действие лишь искажённо представляет подлинные мотивы , которые относятся к области бессознательного, то исследователь попытается реконструировать их, давая поступку ещё одно объяснение.
- Приведенное высказывание принадлежит представителям поведенческого (behavioral) психологического направления. Поведенческие психологи считают, что психология должна изучать только наблюдаемое поведение и не должна основываться на интроспекции (внутреннем самонаблюдении). Они считают, что сознание не играет роли в психологическом понимании и можно обойтись без учета сознания.
- Приведенное высказывание принадлежит представителям гуманистического (humanistic) психологического направления. Гуманистические психологи акцентируют внимание на внутреннем мире и индивидуальности каждого человека. Они считают, что важно понимать и эмпатически воспринимать других людей, не оценивая их высказывания сразу же, а стремиться понять, что слова значат для них самих.
- Приведенное высказывание принадлежит представителям психоаналитического (psychoanalytic) психологического направления. Психоаналитические психологи уделяют внимание несознательным мотивам и стремятся раскрыть скрытые аспекты человеческого мышления и поведения. Они изучают случайные мысли, например, которые возникают в свободном ассоциировании, сны и дефективные поступки, чтобы узнать больше о внутренних причинах.
- Приведенное высказывание не принадлежит ни одному конкретному психологическому направлению. Оно скорее отражает уверенность в том, что любой человек может достичь успеха в выбранной области при наличии определенных условий и тренировке, независимо от его талантов, стремлений и национального происхождения.
2.
Представьте, что вы решили учиться играть на пианино и регулярно посещаете музыкальную школу. Вы очень положительно относитесь к этому занятию и испытываете радость и удовлетворение от музицирования. Ваш сознательный желание и цель - научиться играть на пианино и достичь хороших результатов.
Первый психолог, который наблюдает вас, может классифицировать ваши цели, желания и интересы. Он может выделить то, что этот поступок связан с вашей любовью к музыке и стремлением достичь прогресса в игре на пианино. Он может также обратить внимание на общие ценности, которые связаны с музыкой и музицированием, например, культурное развитие и самовыражение через музыку.
Второй психолог может анализировать внешние причины возникновения вашего интереса к пианино и учебе в музыкальной школе. Например, он может установить, что ваш родитель играет на пианино и вам нравится слушать его игру, что вызывает у вас желание научиться играть самому. Он может также обратить внимание на влияние социальной среды, например, если все ваши друзья ходят на музыкальные занятия, это может повлиять на ваш выбор и мотивацию.
Третий психолог считает, что ваше объяснение поступка может быть искажено и неадекватно его действительным причинам. Он предполагает, что на самом деле ваш интерес к музыке и игре на пианино может скрывать более глубокие и неосознаваемые мотивы и стремления. Этот психолог может исследовать ваше бессознательное и пытаться раскрыть эти подлинные причины.
Например, он может предположить, что ваш интерес к музыке связан с желанием проявить вашу креативность и стремление к самовыражению, которые могут быть связаны с вашими внутренними потребностями и личностными чертами. Он может искать связи между вашим интересом к музыке и вашими ранними жизненными опытами или ситуациями, которые могли повлиять на ваши мотивы и интересы.
Таким образом, каждый из этих психологов будет иметь свое объяснение для вашего поступка, исходя из своего психологического направления и подхода к изучению человеческой психологии.