1. Для каждой из приведенных задач определите: - в какой шкале проведено измерение;
- какой тип задач в ней решается (определяем по таблице на соседней странице);
- какая группа статистических методов подходит для решения этой задачи: параметрические или непараметрические. Задача 1
В выборке из 28 мужчин-руководителей подразделений крупного промышленного предприятия Санкт-Петербурга перед началом курса тренинга партнерского общения проводилось обследование с 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кфгтелла (форма А). В таблице приведены индивидуальные значения испытуемых по фактору N, отражающему житейскую искушенность и проницательность.
Данные представлены в "сырых" и сгруппированы по четырем возрастным группам. Можно ли утверждать, что есть определенная тенденция изменения значений фактора N при переходе от группы к группе?
Индивидуальное значение по фактору N 16PF в 4 возрастных группах руководителей
№
Группа 1: 26 – 31 год (n1=7)
Группа 2: 32 – 37 год (n2=7)
Группа 3: 38 – 42 год (n3=7)
Группа 4: 46 – 52 год (n4=7)
1
2
11
8
11
2
10
7
12
12
3
5
8
14
9
4
8
12
9
9
5
10
12
16
10
6
7
12
14
14
7
12
9
10
13
Суммы
Задача 2
В исследовании приняли участи 2 группы испытуемых: 1 группа состояла из 7 человек, которые имели ярко выраженные лидерские качества, 2 группа состояла из 13 человек, не имеющих выраженных лидерских качеств. Оказалось, что только 2 человека 1 группы обладают дружелюбностью. Во второй группе дружелюбными оказались 10 человек.
Можно ли считать выявленные различия достоверными?
Задача 3
В следующей таблице представлены данные исследования инвалидов разного возраста. У них измерялся уровень тревожности и депрессии. Можно ли сказать, что инвалиды разного возраста статистически достоверно различаются по уровню тревожности и депрессии.
Инвалиды среднего возраста (n=103)
Инвалиды молодого возраста (n=17)
Депрессия по шкале Бека,общий
легкая
37
15
умеренная
33
1
выраженная
33
1
нет депрессии
0
0
Тревога по тесту Спилбергера, общий
низкая
10
1
средняя
24
9
высокая
69
7
Задача 4
В группе испытуемых было произведено измерение стиля коммуникативного взаимодействия. После обработки результатов исследователи пришли к выводу о том, что необходимо в данной группе провести серию занятий, направленных на овладение конструктивными взаимодействия. Была проделана соответствующая работа, после чего повторно было проведено измерение ведущего стиля коммуникативного взаимодействия. Можно ли считать, что после проведенных занятий наблюдается достоверный сдвиг в сторону использования более конструктивных коммуникативного взаимодействия.
№ п/п
Стили коммуникативного взаимодействия
агрессивный
компетентный
зависимый
до
после
сдвиг
до
после
сдвиг
до
после
сдвиг
1
7
14
12
6
8
7
2
12
9
10
12
5
6
3
4
8
15
6
8
13
4
8
3
6
19
13
5
5
10
10
16
16
1
1
6
11
6
9
13
7
8
7
9
12
14
11
4
4
8
12
9
5
14
10
4
9
3
12
19
5
5
10
10
8
13
14
9
5
5
Задача 5
Психолог измерял время сложной сенсомоторной реакции выбора в контрольной и экспериментальной группах. В экспериментальную группу (X) входили 9 спортсменов высокой квалификации. Контрольной группой (Y) являлись 8 человек, активно не занимающихся спортом. Психолог проверяет гипотезу о том, что средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора у спортсменов выше, чем эта же величина у людей, не занимающихся спортом.
Задача 6
Исследователь разложил задания на два стола (правый и левый). На обоих столах задачи одинаковой сложности. В эксперименте участвовало 150 человек, из них 96 человек выбрали правый стол, 54 – левый стол. Это полученное распределение называется эмпирическим. Исследователь хочет узнать отличается ли это эмпирическое распределение от равномерного.
Задача 7
Допустим, в выпускных классах школы учится 256 учеников. Из них: 125 юношей и 131 девушка. 57 человек планируют учиться дальше, 15 человек не уверены, хотят ли он получать высшее образование, 184 - точно знают, что учиться дальше они не пойдут. Из тех, кто планирует получать высшее образование, - 35 человек мужчины, а 10 из 15 неопределившихся – женщины. Отличается ли распределение в группе девушек от распределения в группе юношей.
Задача 8
Существуют ли гендерные различия в вербальных ? 15 подростков разного пола были проранжированы учителем литературы по степени выраженности вербальных .
№ п/п
пол
Ранги вербальных
1
1
1
2
0
10
3
1
6
4
1
9
5
0
15
6
1
7
7
0
8
8
0
13
9
1
4
10
1
3
11
1
5
12
0
11
13
1
12
14
1
2
15
0
14
Задача 9
20 школьникам были даны тесты на наглядно-образное и вербальное мышление. Измерялось среднее время решения заданий теста в секундах. Существует ли взаимосвязь между временем решения этих задач.
Задача 10
Одинаков ли уровень подготовленности учащихся в двух школах, если в первой школе из 100 человек поступили в вуз 82 человека и во второй школе из 87 человек поступили в вуз 44.