Задание 1. Работа с текстом. Прочитайте текст и выполните задания «Что же такое преступность? В самой общей форме, как это сформулировано криминологической наукой, преступность не сумма преступлений, но массовое, исторически изменяющееся, относительно самостоятельное социально-правовое явление, которое подчиняется определенным закономерностям, имеет свои причины. <...> Для понимания природы преступности важно иметь в виду, что она отражает особенности, противоречия и деформации социального бытия. Правомерно сказать, что преступность есть крайнее выражение противоречий общественного развития, влекущее такие негативные последствия для общества и его членов, которые не влечет ни одно из других явлений социального процесса. Преступность наносит ущерб экономическим, идеологическим, социально-культурным и иным отношениям в обществе, правопорядку в нем, жизни, здоровью, интересам личности, «изымает» из нормальной жизни и созидательной деятельности общества его членов.
Преступность - явление социальное, ибо коренится в недрах общественных отношений, но она еще и явление правовое, ибо к преступным относятся лишь те деяния, которые предусмотрены уголовным законом. <...> Весь человеческий опыт говорит, что переоценка уголовных наказании, переизбыток уголовных законов никогда к положительным результатам в борьбе с преступностью не приводили. Скорее наоборот. Жестокость рождает ответную жестокость. Уголовное законодательство и уголовная репрессия должны быть экономны, разумны и гуманны.
В.И. Карпец
1. Какие два фактора, по мнению автора текста
развитию преступности?
2. Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественной жизни и жизни граждан, которым преступность наносит ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности на общественную жизнь или жизнь граждан.
3. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающие связь уровня преступности и состояния общества, условий жизни.
1. Какие два фактора, по мнению автора текста, способствуют развитию преступности?
В тексте указано, что преступность отражает особенности, противоречия и деформации социального бытия. Также говорится о противоречиях общественного развития. Из этих фраз можно сделать вывод, что два фактора, по мнению автора, способствуют развитию преступности: особенности, противоречия и деформации социального бытия, а также противоречия общественного развития.
2. Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественной жизни и жизни граждан, которым преступность наносит ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности на общественную жизнь или жизнь граждан.
В тексте приведена фраза: "Преступность наносит ущерб экономическим, идеологическим, социально-культурным и иным отношениям в обществе, правопорядку в нем, жизни, здоровью, интересам личности, «изымает» из нормальной жизни и созидательной деятельности общества его членов." Исходя из нее, можно увидеть, что преступность наносит ущерб экономике, идеологии, социально-культурным сферам и другим отношениям в обществе. Примером негативного влияния преступности на общественную жизнь может быть увеличение небезопасности в городе из-за роста преступности. Это может привести к тому, что граждане будут чувствовать неуверенность и страх при выходе на улицу, что, в свою очередь, негативно скажется на их качестве жизни.
3. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающие связь уровня преступности и состояния общества, условий жизни.
Аргументы, подтверждающие связь уровня преступности и состояния общества, условий жизни, могут быть следующими:
- Экономический аргумент: высокий уровень безработицы и неравномерное распределение богатства в обществе способствуют развитию преступности. Если уровень жизни населения низок, а достаточного количества рабочих мест нет, некоторые люди могут обратиться к преступной деятельности как способу выживания или достижения материального благополучия.
- Социальный аргумент: наличие неравенства, социальной напряженности и отсутствие справедливости в обществе может способствовать повышенному уровню преступности. Когда некоторые группы людей испытывают дискриминацию или нечестное обращение со стороны властей и общества в целом, они могут считать, что правовой порядок не защищает их и обратиться к преступным действиям как к средству справедливости.
- Гуманистический аргумент: уровень преступности может быть связан с отсутствием возможностей для развития личности и получения образования. Когда общество не предоставляет достойные условия для образования и развития, многие молодые люди оказываются в сложных социальных ситуациях и сталкиваются с риском преступности.
Вот, я надеюсь, что мои ответы помогут вам разобраться с заданием. Если у вас остались вопросы, я с удовольствием помогу вам!