В связи со сложной экономической ситуацией в стране и в регионе: а) губернатор Н-ской области издал указ, запрещающий вывоз
произведенной в регионе продукции животноводства за пределы области;
б) правительство республики К. своим постановлением установило дифференцированную стоимость услуг, предоставляемых оздоровительными и туристическими организациями республики — для населения республики (минимальная стоимость), для граждан РФ из других регионов, для иностранцев (максимальная стоимость);
в) в двух областях (являющихся донорами федерального бюджета) подготовили к эмиссии собственные денежные знаки.
Вопрос. О каких основах конституционного строя России идет речь в указанных ситуациях? Со ссылками на конституционные нормы дайте правовую оценку действий региональных органов власти.
а) Запрет вывоза продукции животноводства за пределы области, изданный губернатором Н-ской области.
В данном случае, запрет вывоза товаров является ограничением конституционного права на свободу предпринимательства и свободу перемещения, которые гарантированы ст. 34 и ст. 27 Конституции РФ соответственно.
Правительство региональной власти имеет право устанавливать требования и ограничения на ввоз и вывоз товаров только в случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом, такие меры должны иметь правомочную юридическую форму и соответствовать закону. Они также должны быть обоснованными и соразмерными, т.е. направленными на достижение общественного блага и имеющими логическую связь с целями, которых они преследуют.
Если губернатор Н-ской области принял указ без прямого взаимодействия с федеральным законодательством, без обоснования наличия реальной угрозы для региона или соразмерности мер, то его действия можно признать противоречащими конституционным нормам.
б) Установление дифференцированной стоимости услуг оздоровительными и туристическими организациями республики для различных категорий жителей.
В данном случае, установление различной стоимости услуг в зависимости от места проживания нарушает принцип равноправия граждан России, который закреплен в ст. 19 Конституции РФ.
Каждому гражданину РФ гарантируется равное обеспечение прав и свобод, независимо от его места проживания. Таким образом, произвольное установление дифференцированной стоимости может быть признано противоречащим конституционным нормам.
в) Подготовка к эмиссии собственных денежных знаков в двух областях, являющихся донорами федерального бюджета.
Подготовка к эмиссии собственных денежных знаков нарушает конституционное право Российской Федерации на единый денежный оборот на всей ее территории, установленное ст. 75 Конституции РФ.
Эмиссия денежных знаков является исключительным правом Центрального банка России, и федеральное законодательство устанавливает порядок и условия осуществления данной деятельности. Подготовка к эмиссии собственных денежных знаков регионами не соответствует конституционным нормам и может быть признана противозаконной.
Таким образом, региональные органы власти в указанных ситуациях нарушают конституционные нормы Российской Федерации.