Изучение законодательного процесса и судебной деятельности в архаической Греции опирается по преимуществу на достаточно краткие, разрозненные свидетельства
древних авторов. Однако картина, возникающая перед нами на основе литературных
источников, была бы, очевидно, неполной без тех штрихов, которыми дополняют ее
эпиграфические памятники. Надписи, содержание которых имеет отношение к сфере
суда и права, не только являются ценным дополнением к литературной традиции (как,
например, в случае с законом Драконта об убийстве), но иногда даже превосходят ее
в информативности. Прежде всего это связано с тем, что надписи зачастую дают нам
сведения о судопроизводстве в небольших периферийных полисах, внутренняя жизнь
которых практически не отражена в литературных источниках. Немаловажным представляется и то, что надписи, как правило, синхронны тем событиям, о которых они
сообщают, и потому могут более непосредственно и адекватно передать суть процессов,
протекавших в греческих полисах архаического периода.
Древнейшие тексты законодательного характера, отражающие некоторые особенности судопроизводства периода архаики, были найдены в критских городах Дреросе
и Гортине. Появление этих надписей, датируемых второй половиной VII — первой половиной VI в. до н. э., именно на Крите едва ли было случайным. Несмотря на
свою удаленность и некоторую изолированность от ведущих греческих центров той
эпохи, критские города тем не менее в интересующей нас области развивались весьма интенсивно, в чем-то даже опережая многие полисы материковой Греции. Античные авторы отмечают особую древность критских законов и их влияние на законодательства, принятые в ряде городов Греции
Особый интерес представляет одна из надписей Дрероса, в отличие от других полностью сохранившаяся (ML. № 2). Это закон, регламентирующий деятельность высших
должностных лиц — космов, в руках которых была сосредоточена судебная власть.
Изучение законодательного процесса и судебной деятельности в архаической Греции опирается по преимуществу на достаточно краткие, разрозненные свидетельства
древних авторов. Однако картина, возникающая перед нами на основе литературных
источников, была бы, очевидно, неполной без тех штрихов, которыми дополняют ее
эпиграфические памятники. Надписи, содержание которых имеет отношение к сфере
суда и права, не только являются ценным дополнением к литературной традиции (как,
например, в случае с законом Драконта об убийстве), но иногда даже превосходят ее
в информативности. Прежде всего это связано с тем, что надписи зачастую дают нам
сведения о судопроизводстве в небольших периферийных полисах, внутренняя жизнь
которых практически не отражена в литературных источниках. Немаловажным представляется и то, что надписи, как правило, синхронны тем событиям, о которых они
сообщают, и потому могут более непосредственно и адекватно передать суть процессов,
протекавших в греческих полисах архаического периода.
Древнейшие тексты законодательного характера, отражающие некоторые особенности судопроизводства периода архаики, были найдены в критских городах Дреросе
и Гортине. Появление этих надписей, датируемых второй половиной VII — первой половиной VI в. до н. э., именно на Крите едва ли было случайным. Несмотря на
свою удаленность и некоторую изолированность от ведущих греческих центров той
эпохи, критские города тем не менее в интересующей нас области развивались весьма интенсивно, в чем-то даже опережая многие полисы материковой Греции. Античные авторы отмечают особую древность критских законов и их влияние на законодательства, принятые в ряде городов Греции
Особый интерес представляет одна из надписей Дрероса, в отличие от других полностью сохранившаяся (ML. № 2). Это закон, регламентирующий деятельность высших
должностных лиц — космов, в руках которых была сосредоточена судебная власть.