На школьном уроке обществознания учитель агнесса ивановна р. увлеченно рассказывала ученикам 10 г класса о конституции, ее признаках, значении для общества, государства и каждого гражданина в отдельности. в одном из эпизодов своего повествования учитель высказалась о том, что конституция это не только основной закон государства и акт высшей юридической силы, но еще и неизменный атрибут государства вообще. в этот момент обычно молчаливый и не демонстрировавший успехов в учебе паша иванов осмелился задать учителю вопрос: «то есть у любого государства есть конституция? ». агнесса ивановна не смутилась и ответила: «да у всех есть, только они могут называться иначе, а по сути это конституции».
- агнесса ивановна, а в древности тоже были конституции, у хаммурапи, например? - не унимался паша, и, кажется, сам удивлялся тому, что продолжал задавать вопросы.
- ну, конечно, ведь в государстве должен быть высший закон, источник права высшей юридической силы, - практически не задумываясь, выдала учитель;
- значит хаммурапи - это конституция? - усмехнувшись, спросил паша.
- не хаммурапи, павел, а законы хаммурапи! - назидательным тоном ответила агнесса ивановна и вдруг поймала себя на мысли, что свое превосходство в знании древней она хоть и показала, но на вопрос не ответила. и ей впервые за весь урок стало неловко.
на фоне пронзительной тишины в кабинете повисла непродолжительная пауза, которую прервал то ли вопрос, то ли размышление паши: «агнесса ивановна и, значит, в будущем тоже будут конституции? и они будут главными, то есть высшими? а если их не будет, то что тогда будет? ну вот, если представить? »
- павел, я тебя сегодня не узнаю, один вопрос за другим. это хорошо, что ты так вот послушайте меня все и запомните: пока будет существовать государство, будет и конституция! - безапелляционно произнесла учительница.
- это значит всем, всегда ее придется учить,- с нескрываемой грустью сказал паша.
- именно так, паша! учи, иначе прав своих так и не узнаешь! - торжествующе завершила диспут агнесса ивановна.
все оставшееся время вопросов больше никто не задавал. урок плавно и дремотно докатился до звонка. собравшись, агнесса ивановна уверенно направилась в учительскую и, вдруг задумалась.. «а что если в будущем не будет конституций? не такой ведь это и глупый вопрос. кто знает, что там будет? вот так паша.. неожиданно как».
от размышлений агнесса ивановна ощутимо растерялась, а ведь через 5 минут ей предстояло провести такой же урок у «заумного» 10 »
аргументированно ответьте на следующие вопросы:
согласны ли вы с ответами учителя на вопросы паши? как бы вы ответили на эти вопросы и чем (какими ) аргументировали свои ответы?
можно ли представить, что такой источник права как конституция будет отсутствовать в системе права? попытайтесь сформулировать и описать варианты устройства системы права и системы источников права без конституций.