После Государственного Эрмитажа в Ленинграде столичный Музей А. С. Пушкина является вторым по ценности собранных в нем памятников искусства Древнего Востока, античного мира и Западной Европы.
Краткая история музея такова.
Еще в XVIII веке в недрах Московского университета возник кабинет, в котором собирались и научно обрабатывались коллекции по нумизматике и геральдике. Это были первые экспонаты будущего музея. Идея создания в Москве музея изящных искусств принадлежала ученым университета. Позднее за создание «эстетического музея» подала и свой голос княгиня Зинаида Волконская, салон которой пользовался известным влиянием в культурной и художественной жизни Москвы.
В 1831 году была обнародована программа будущего музея. В ней в частности указывалось: «...Желательно бы было, чтобы изящные искусства не ограничивались одними мастерскими художеств, но вошли бы непосредственно в круг общественного воспитания и образовали бы в народе чувство эстетическое. Сей цели невозможно достигнуть, не имея перед очами лучших произведений резца, кисти и циркуля.
Петербург богат семи в Эрмитаже, Академии художеств, во многих частных галереях, между сокровищами оригинальными, изящные слепки и копии могут дать понятие об искусстве всякому, желающему проницать в его тайны. Москва, за исключением некоторых частных галерей. отдаленных от города, как-то: князя Юсупова в Архангельском и графа Шереметева в Останкино, не имеет сих сокровищ. Предмет сего проекта пособить недостатку и, с одобрения высшего правительства, в Москве, под непосредственным ведомством Московского университета... основать эстетический музей».
Правда в те годы и сокровища Эрмитажа и тем более частные коллекции Юсупова и Шереметева не являлись достоянием народа. Только высшая вельможная и аристократическая знать могла любоваться шедеврами изобразительного искусства. Но так как на строительство музея, ни «высокие покровители», ни правительство специальных ассигнований не отпустило, то открытие его в Москве на многие годы откладывалось. Только потому, что передовая интеллигенция Москвы в лице профессоров Московского университета выступили активными поборниками музея, строительство его было поставлено на практические рельсы. Вдохновителем и руководителем дела создания музея стал профессор Московского университета И. В. Цветаев. В конце 80-х годов века от частных лиц начали поступать пожертвования на строительство специального здания музея. А до этого при Московском университете существовавший кабинет, собирал отдельные экспонаты и коллекции по изящным искусствам. Здесь были слепки, служившие учебным пособием при преподавании истории искусств, а также старинная коллекция нумизматики.
В 1894 году начались работы по проектированию здания для музея. Проект был разработан архитектором Р. И. Клейном, получившим за него звание академика архитектуры. В 1898 году приступили к строительству музея, которое было закончено лишь в мае 1912 года. Пока сооружалось здание музея, его организаторы систематически накапливали коллекции для будущей экспозиции. Помимо денежных пожертвований от частных лиц поступали также слепки с древнейших произведений искусства. Для будущего музея заказывались слепки с прославленных произведений Греции, Италии, Франции, Англии, Германии. Наряду с гипсовыми слепками музей обогащался и оригиналами. В 1911 году была приобретена знаменитая египетская коллекция В. С. Голенищева, отличавшаяся своей оригинальностью и систематичностью собраний.
Музей выгодно отличался и внешностью и внутренним устройством. Здание, решенное для музейных целей, строгое по своим архитектурным формам создает впечатление необычайной торжественности.
При входе в музей установлены мемориальные доски основателю музея профессору Московского университета Ивану Владимировичу Цветаеву и строителю здания и автору его проекта Роману Ивановичу Клейку. В 1937 году в связи со столетием со дня смерти А. С. Пушкина музей был назван именем великого поэта.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина за годы советской власти значительно пополнил свои коллекции. По составу памятников он был раньше беднее, чем в настоящее время. Его экспозиция ограничивалась отделом Древнего Востока и отделами скульптурных слепков, относящихся к последующим культурам до XVI в. После Октябрьской революции музей обогатился замечательной картинной галереей, подлинными памятниками западно-европейской живописи, выдающимися собраниями графического искусства.
В состав экспозиции музея вошли частные собрания западноевропейской живописи и скульптуры, коллекции живописи, гравюр и рисунков бывшего Румянцевского музея, ряд экспонатов из Государственного Эрмитажа и др. Много вещественных памятников были доставлены в музей его сотрудниками в результате археологических экспедиций в Крыму и на Северном Кавказе.
После Государственного Эрмитажа в Ленинграде столичный Музей А. С. Пушкина является вторым по ценности собранных в нем памятников искусства Древнего Востока, античного мира и Западной Европы.
Краткая история музея такова.
Еще в XVIII веке в недрах Московского университета возник кабинет, в котором собирались и научно обрабатывались коллекции по нумизматике и геральдике. Это были первые экспонаты будущего музея. Идея создания в Москве музея изящных искусств принадлежала ученым университета. Позднее за создание «эстетического музея» подала и свой голос княгиня Зинаида Волконская, салон которой пользовался известным влиянием в культурной и художественной жизни Москвы.
В 1831 году была обнародована программа будущего музея. В ней в частности указывалось: «...Желательно бы было, чтобы изящные искусства не ограничивались одними мастерскими художеств, но вошли бы непосредственно в круг общественного воспитания и образовали бы в народе чувство эстетическое. Сей цели невозможно достигнуть, не имея перед очами лучших произведений резца, кисти и циркуля.
Петербург богат семи в Эрмитаже, Академии художеств, во многих частных галереях, между сокровищами оригинальными, изящные слепки и копии могут дать понятие об искусстве всякому, желающему проницать в его тайны. Москва, за исключением некоторых частных галерей. отдаленных от города, как-то: князя Юсупова в Архангельском и графа Шереметева в Останкино, не имеет сих сокровищ. Предмет сего проекта пособить недостатку и, с одобрения высшего правительства, в Москве, под непосредственным ведомством Московского университета... основать эстетический музей».
Правда в те годы и сокровища Эрмитажа и тем более частные коллекции Юсупова и Шереметева не являлись достоянием народа. Только высшая вельможная и аристократическая знать могла любоваться шедеврами изобразительного искусства. Но так как на строительство музея, ни «высокие покровители», ни правительство специальных ассигнований не отпустило, то открытие его в Москве на многие годы откладывалось. Только потому, что передовая интеллигенция Москвы в лице профессоров Московского университета выступили активными поборниками музея, строительство его было поставлено на практические рельсы. Вдохновителем и руководителем дела создания музея стал профессор Московского университета И. В. Цветаев. В конце 80-х годов века от частных лиц начали поступать пожертвования на строительство специального здания музея. А до этого при Московском университете существовавший кабинет, собирал отдельные экспонаты и коллекции по изящным искусствам. Здесь были слепки, служившие учебным пособием при преподавании истории искусств, а также старинная коллекция нумизматики.
В 1894 году начались работы по проектированию здания для музея. Проект был разработан архитектором Р. И. Клейном, получившим за него звание академика архитектуры. В 1898 году приступили к строительству музея, которое было закончено лишь в мае 1912 года. Пока сооружалось здание музея, его организаторы систематически накапливали коллекции для будущей экспозиции. Помимо денежных пожертвований от частных лиц поступали также слепки с древнейших произведений искусства. Для будущего музея заказывались слепки с прославленных произведений Греции, Италии, Франции, Англии, Германии. Наряду с гипсовыми слепками музей обогащался и оригиналами. В 1911 году была приобретена знаменитая египетская коллекция В. С. Голенищева, отличавшаяся своей оригинальностью и систематичностью собраний.
Музей выгодно отличался и внешностью и внутренним устройством. Здание, решенное для музейных целей, строгое по своим архитектурным формам создает впечатление необычайной торжественности.
При входе в музей установлены мемориальные доски основателю музея профессору Московского университета Ивану Владимировичу Цветаеву и строителю здания и автору его проекта Роману Ивановичу Клейку. В 1937 году в связи со столетием со дня смерти А. С. Пушкина музей был назван именем великого поэта.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина за годы советской власти значительно пополнил свои коллекции. По составу памятников он был раньше беднее, чем в настоящее время. Его экспозиция ограничивалась отделом Древнего Востока и отделами скульптурных слепков, относящихся к последующим культурам до XVI в. После Октябрьской революции музей обогатился замечательной картинной галереей, подлинными памятниками западно-европейской живописи, выдающимися собраниями графического искусства.
В состав экспозиции музея вошли частные собрания западноевропейской живописи и скульптуры, коллекции живописи, гравюр и рисунков бывшего Румянцевского музея, ряд экспонатов из Государственного Эрмитажа и др. Много вещественных памятников были доставлены в музей его сотрудниками в результате археологических экспедиций в Крыму и на Северном Кавказе.