Задание 5. Прочитайте 14 статью из закона «Об образовании и ответьте на вопросы: 1.Перчислите общие требования к содержанию образования.
2. Как вы думаете, кем регулируется содержание образования?
3. В чём состоит значение образования для человека и общества?
Статья 14. Общие требования к содержанию образования
1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
• обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
• развитие общества;
• укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
• адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
• формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
• интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
• формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
• формирование духовно-нравственной личности;
• воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.
4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами.
5.1. Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности.
5.2. Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
5.3. Примерные основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности.
6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
7. В образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не военной службы, по основам военной службы.
8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.
Задание 6. После окончания основной школы ты можешь избрать один из путей продолжения образования: переход в 10 класс средней школы с возможностью профессионального обучения; поступление в профессиональное учебное заведение; самообразование. Раскрой, в чём, по-твоему, состоят преимущества и недостатки каждого из названных путей. Какой путь и почему тебе кажется предпочтительней?
- обеспечение самоопределения личности и создание условий для ее самореализации;
- развитие общества;
- укрепление и совершенствование правового государства;
- адекватный уровень общей и профессиональной культуры общества;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы;
- интеграция личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на его совершенствование;
- формирование духовно-нравственной личности;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
2. Содержание образования регулируется учебным заведением самостоятельно в соответствии с государственными образовательными стандартами и требованиями. Однако, уполномоченные федеральные государственные органы разрабатывают примерные основные образовательные программы, которые могут быть использованы учебными заведениями при разработке своих программ.
3. Значение образования для человека и общества заключается в следующем:
- Образование обеспечивает самоопределение личности, развитие ее потенциала и возможности для самореализации;
- Образование способствует развитию общества, а именно его экономическому и социальному прогрессу;
- Образование помогает укрепить и совершенствовать правовое государство;
- Образование формирует адекватный уровень общей и профессиональной культуры общества;
- Образование интегрирует личность в национальную и мировую культуру;
- Образование формирует человека и гражданина, который готов к участию в современном обществе и его совершенствованию;
- Образование формирует духовно-нравственную личность;
- Образование способствует воспроизводству и развитию кадрового потенциала общества.
Задание 6. Преимущества и недостатки каждого из путей продолжения образования:
- Переход в 10 класс средней школы с возможностью профессионального обучения:
Преимущества:
- Возможность получить общее среднее образование и дополнительно освоить профессию;
- Получение теоретических и практических навыков в выбранной области.
Недостатки:
- Дополнительные требования к учебной нагрузке и времени на обучение;
- Ограниченность выбора профессий в средней школе.
- Поступление в профессиональное учебное заведение:
Преимущества:
- Специализированное образование в выбранной области;
- Большой выбор профессий и специальностей;
- Возможность получения практического опыта и подготовки к конкретной профессии.
Недостатки:
- Отсутствие общего среднего образования;
- Необходимость прохождения вступительных экзаменов или конкурса на поступление.
- Самообразование:
Преимущества:
- Возможность выбора собственного темпа обучения и изучения интересующих предметов;
- Гибкость и свобода в выборе учебных источников и методов обучения;
- Возможность сосредоточиться на узкой области интересов.
Недостатки:
- Отсутствие официального признания и документа об образовании;
- Необходимость самостоятельно организовывать учебный процесс и контролировать его результаты;
- Отсутствие систематического обратной связи с учителем и возможности обсуждения тем с другими учащимися.
На мой взгляд, предпочтительным путем является переход в 10 класс средней школы с возможностью профессионального обучения. Это позволит получить общее среднее образование и дополнительно освоить профессию, что даст больше возможностей при выборе будущей карьеры. Также предоставляется возможность получения как теоретических, так и практических навыков в конкретной области.