Задание № 1
Прочитайте текст и выполните задание к нему.
Человек, общество, природа
Отношение человека к природе постоянно менялось: восхищение и преклонение перед природной стихией
сменялось противодействием ей. Человек стремился подчинить природу своей воле и, вторгаясь в природную
среду, думал о том, как сделать свою жизнь более комфортной. Взаимодействие с окружающей средой
превращалось в противодействие ей.
Современное общество называют обществом потребления, и именно оно несёт ответственность за многие
экологические преступления. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:
— уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
— стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
— Мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть
регулятором природных процессов;
— атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится
дефицитом.
Какие же необходимы меры для решения глобальных экологических проблем? Прежде всего, следует перейти
от потребительского подхода к природе к поиску гармонии с ней. Для этого, в частности, необходим целый
ряд мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая
экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.
Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное
самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников (нефть, уголь),
имеющих для жизни человечества важнейшее значение.
Еще одним направлением в решении экологической проблемы и, может быть, в перспективе — самым
важным из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы
как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Экологическое
обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с
раннего детства.
По материалам журнала «Экология в школе»
1 Составьте план текста. Для этого выделите последовательно основные смысловые фрагменты текста и
озаглавьте каждый из них. 2 Как в тексте объясняются причины появления экологических проблем? Укажите
две причины.
3 Какие три направления в решении экологических проблем названы в тексте?