Выступая на семинарском занятии, студент Ковалев сказал, что прокурорский надзор и
государственный контроль за законностью являются разными государственными функциями,
которые осуществляют различные по своему правовому положению в государственно-правовой
системе институты государства. Он подверг критике тезис, что прокурорский надзор является
высшей, специфической формой государственного контроля.
Согласны ли вы с таким мнением?
Схематично (с таблицы) покажите отличие прокурорского надзора и деятельности
органов государственного контроля в зависимости от следующих критериев и направлений дея-
тельности:
а) назначение и правовое положение прокуратуры и органов государственного контроля в
системе государственных органов;
б) значение функций контроля и надзора в системе всех функций прокуратуры и органов
государственного контроля;
в) предмет и пределы надзора;
г) характер полномочий органов надзора и контроля.
а) Назначение и правовое положение прокуратуры и органов государственного контроля в системе государственных органов:
Прокуратура в Российской Федерации является органом государственного управления, который осуществляет прокурорский надзор в соответствии с Конституцией и законодательством. Она назначается Президентом, подчиняется президенту и является независимым органом. Органы государственного контроля, например, Росстандарт или Роспотребнадзор, назначаются соответствующими органами исполнительной власти или правительством. Они подчиняются соответствующим министерствам или ведомствам и являются частью государственного аппарата.
б) Значение функций контроля и надзора в системе всех функций прокуратуры и органов государственного контроля:
Прокуратура является высшим надзорным органом за соблюдением законности и охраной прав и свобод граждан. Государственный контроль, с другой стороны, направлен на обеспечение соблюдения требований законодательства, в том числе в области качества товаров и услуг, безопасности транспорта и т.д. Важность этих функций также проявляется в том, что они поддерживают законность и общественный порядок.
в) Предмет и пределы надзора:
Прокурорский надзор направлен прежде всего на соблюдение законности в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, а также юридических лиц и должностных лиц. Он осуществляется по всей территории страны. Деятельность органов государственного контроля, с другой стороны, направлена на осуществление контроля и надзора в определенных сферах деятельности, таких как качество товаров и услуг, безопасность продукции, внесение изменений в законодательство и т.д. Таким образом, прокурорский надзор является более общим и широким в своих полномочиях и предельных линиях.
г) Характер полномочий органов надзора и контроля:
Прокуратура имеет полномочия привлекать к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства, возбуждать дела в суде, проводить проверки и проверять исполнение судебных решений. Органы государственного контроля, напротив, имеют полномочия проверки, обследования и надзора, а также право принимать меры к исправлению допущенных нарушений.
С учетом указанных критериев и направлений деятельности, можно сделать вывод о том, что прокурорский надзор и государственный контроль являются разными государственными функциями, осуществляемыми разными институтами государства. Прокуратура выполняет более общие функции, направленные на обеспечение законности и защиту гражданских прав и свобод, тогда как органы государственного контроля выполняют более специфические функции, связанные с контролем за соблюдением требований законодательства в различных сферах деятельности. Поэтому можно не согласиться с мнением студента Ковалева о том, что прокурорский надзор является высшей, специфической формой государственного контроля.