ВОПРОСЫ по теме Познание. 1. (1−4). Прочитайте текст и выполните задания 1−4.( ПИСЬМЕННО в тетрадях).
«Научное знание — это сложная система с разветвлённой иерархией структурных уровней. Традиционно вычленяют три уровня в структуре научного знания: локальное знание, которое в любой научной области соотносится с теорией; знания, составляющие целую научную область; знания, представляющие всю науку.
В структуре локальной области знания можно выделить уровень эмпирических знаний и уровень теоретических знаний. Знания, полученные на эмпирическом уровне, являются результатом непосредственного контакта с живой реальностью в наблюдении и эксперименте. Здесь вырабатываются знания об определённых событиях, выявляются свойства объектов или процессов, фиксируются отношения и устанавливаются эмпирические закономерности. Эмпирический уровень тесно связан с теоретическим уровнем. <…> Для полной характеристики локальной области знаний необходимо выделять ещё один уровень — уровень философских предпосылок, который содержит общие представления о действительности и процессе познания, выраженные в системе философских понятий.
Совокупность философских представлений пронизывает и эмпирический, и теоретический уровни научного знания. Особенность обособленности данных уровней заключается в том, что несмотря на теоретическую нагруженность, эмпирический уровень является более устойчивым, чем теория <…>. Данный момент очень важен для понимания закономерностей развития науки, которые трудно представить без выяснения отношений в области научного знания на анализируемых уровнях».
(Стеклова И. В. Взаимосвязь и обособленность типов знаний в науке и философии // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 2. С. 173−174.).
1) На основании текста укажите, какие уровни выделяются в структуре научного знания. Как автор характеризует научное знание.
2) Какова, по мнению автора, структура локальной области знаний? Какой уровень пронизывает другие уровни знаний? Из каких элементов он состоит?
3) Автор раскрывает сущность эмпирического уровня познания, указывая на его тесную связь с теоретическим уровнем. Используя знания обществоведческого курса, охарактеризуйте теоретический уровень познания (его сущность, формы, методы).
4) Автор утверждает, что эмпирический уровень научного знания является более устойчивым, чем теория. Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите доказательства данного суждения.
Доброе утро!
1. В структуре научного знания выделяются три уровня:
1) Локальное знание, которое в любой научной области соотносится с теорией;
2) Знания, составляющие целую научную область;
3) Знания, представляющие всю науку.
Автор характеризует научное знание как сложную систему с разветвлённой иерархией структурных уровней.
2. По мнению автора, структура локальной области знаний включает в себя:
1) Уровень эмпирических знаний;
2) Уровень теоретических знаний;
3) Уровень философских предпосылок.
Уровень философских предпосылок пронизывает все другие уровни знаний.
Уровень философских предпосылок состоит из общих представлений о действительности и процессе познания, выраженных в системе философских понятий.
3. Сущность теоретического познания: Теоретический уровень познания связан с выявлением фундаментальных закономерностей, обнаружением за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.
Формы теоретического уровня познания: проблема; гипотеза; теория.
Методы теоретического уровня познания: единство исторического и логического; восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному; формализация; математизация.
4. Доказательством того, что эмпирический уровень научного знания является более устойчивым, чем теория, может выступать то, что в противоположном случае эмпирия бы ничего не проверяла в теории и не могла бы быть критерием истинности.
Надеюсь, я вам !
Удачи!
0000000000000000000000000000 0000000000000000000000000000