· Познание материи · Познание формы материи · Познание абстрактной формы · Познание сути
Поскольку в окружающей нас действительности нет ничего, в чем нельзя было бы распознать материю и форму, то и науку, рассматривающую эти вопросы, в целом, можно подразделить на две части: познание материи и познание формы.
Взяв в качестве примера стол, можно обнаружить, что его материей является дерево, а формой – конфигурация стола. Материя, то есть, древесина, есть носитель формы, представляющей собой стол. Аналогично этому, слово «лжец» имеет свою материю (человек) и форму (ложь), так что материя «человек» является носителем формы – лжи.
Этот закон справедлив для любых объектов мироздания, как в нашем мире, так и в духовном. Относительно человека все состоит из двух частей: материи и формы. Что бы мы ни рассматривали: неживую, растительную, животную и человеческую природу, духовные объекты, мысли или чувства – восприятие нами любого объекта происходит в этих двух категориях. Так мы воспринимаем действительность.
Этим и обусловлено разделение науки, исследующей действительность, на две части. Одна - изучает саму материю, то, из чего состоит объект, а вторая – его форму, свойства и внешние проявления. Если бы человек обладал другими органами чувств, которые позволяли бы ему по-другому ощущать действительность, то, разумеется, по-иному развивалась бы и эта наука.
1.2.1. Познание материи
Раздел науки, изучающий свойства материи, существующей в действительности (как чистую материю без ее формы, так и материю и ее форму вместе), относится к познанию материи. Например, изучая человека – его анатомию, физиологию, психологию, исследуют его материю.
Это познание носит эмпирический характер, то есть, основано на доказательствах и сопоставлениях результатов практических опытов, которые принимаются наукой за достоверную основу для истинных выводов. Возможность повторения исследований и неоднократное воспроизведение результатов принимается за критерий подлинности знания.
1.2.2. Познание формы, абстрагированной от материи
Другой раздел науки рассматривает только форму, абстрагированную от материи и не имеющую с ней никакой связи. Скажем, формы «правда» и «ложь» абстрагируются от материи, то есть, от людей, являющихся их носителями, и рассматривается только значимость самих этих форм в чистом виде, вне воплощения в какой бы то ни было материи.
Такое познание не имеет эмпирической основы, поскольку абстрактные формы не находят своего выражения на практике, подтвержденной опытом, они располагаются за пределами реальной действительности.
На практике не существует категорий лжи, правды, доброты или коварства в «чистом» виде. Эти свойства всегда облачены в человека, и познаются лишь через своего носителя.
Сказанное справедливо и в отношении любых других свойств: твердости, жесткости, линейности, множественности и т.д. Постижение их возможно только в соединении с определенными физическими объектами.
Познание в современной науке
Существуют четыре вида познания:
· Познание материи
· Познание формы материи
· Познание абстрактной формы
· Познание сути
Поскольку в окружающей нас действительности нет ничего, в чем нельзя было бы распознать материю и форму, то и науку, рассматривающую эти вопросы, в целом, можно подразделить на две части: познание материи и познание формы.
Взяв в качестве примера стол, можно обнаружить, что его материей является дерево, а формой – конфигурация стола. Материя, то есть, древесина, есть носитель формы, представляющей собой стол. Аналогично этому, слово «лжец» имеет свою материю (человек) и форму (ложь), так что материя «человек» является носителем формы – лжи.
Этот закон справедлив для любых объектов мироздания, как в нашем мире, так и в духовном. Относительно человека все состоит из двух частей: материи и формы. Что бы мы ни рассматривали: неживую, растительную, животную и человеческую природу, духовные объекты, мысли или чувства – восприятие нами любого объекта происходит в этих двух категориях. Так мы воспринимаем действительность.
Этим и обусловлено разделение науки, исследующей действительность, на две части. Одна - изучает саму материю, то, из чего состоит объект, а вторая – его форму, свойства и внешние проявления. Если бы человек обладал другими органами чувств, которые позволяли бы ему по-другому ощущать действительность, то, разумеется, по-иному развивалась бы и эта наука.
1.2.1. Познание материи
Раздел науки, изучающий свойства материи, существующей в действительности (как чистую материю без ее формы, так и материю и ее форму вместе), относится к познанию материи. Например, изучая человека – его анатомию, физиологию, психологию, исследуют его материю.
Это познание носит эмпирический характер, то есть, основано на доказательствах и сопоставлениях результатов практических опытов, которые принимаются наукой за достоверную основу для истинных выводов. Возможность повторения исследований и неоднократное воспроизведение результатов принимается за критерий подлинности знания.
1.2.2. Познание формы, абстрагированной от материи
Другой раздел науки рассматривает только форму, абстрагированную от материи и не имеющую с ней никакой связи. Скажем, формы «правда» и «ложь» абстрагируются от материи, то есть, от людей, являющихся их носителями, и рассматривается только значимость самих этих форм в чистом виде, вне воплощения в какой бы то ни было материи.
Такое познание не имеет эмпирической основы, поскольку абстрактные формы не находят своего выражения на практике, подтвержденной опытом, они располагаются за пределами реальной действительности.
На практике не существует категорий лжи, правды, доброты или коварства в «чистом» виде. Эти свойства всегда облачены в человека, и познаются лишь через своего носителя.
Сказанное справедливо и в отношении любых других свойств: твердости, жесткости, линейности, множественности и т.д. Постижение их возможно только в соединении с определенными физическими объектами.