Сын божий, господь иисус христос именуется в евангелии (иоанн гл. i, ст. 1) «логосом» , а «логос» означает и «слово» и «разум» . так, в тропаре на праздник рождества христа церковь поет: «рождество твое, христе боже наш, возсия мирови свет разума» . ничего неразумного нет и не может быть в христианстве, хотя его истины и превосходят наш разум: они сверхразумны, но не неразумны. христианская вера вовсе не устраняет изучения природы, но она признает возможность действия бога в мире - как в пределах закона причинности (через «встречу» двух причинных рядов, независимых один от другого) , так и преступая закон причинности. наука может и должна искать «естественных» причин того, что кажется загадочным или необъяснимым, но она не может отвергать возможности действия бога в мире. нет поэтому никаких оснований противоставлять знание вере: христианство признает права разума, но признает и ограниченность разума. христианство отвергает лишь «автономию» разума; ограниченность разума не позволяет считать разум стоящим выше веры. вера делает работу разума более зрячей, дополняет разум в том, чего он своими силами уяснить не может. но вера наша говорит и о сверхразумных истинах, - тут мы должны со смирением признать границы разума. путь христианина в сочетании веры и знания, а не в противоставлении их, и это относится не только к миру невидимому, но и к миру видимому, который открывается нам в опыте.