в самом общем виде культуру можно рассматривать как «возделанную природу», включая и природу самого человека – субъекта культуры её воспринимать, творить и жить в создаваемой ею среде. культура является целостной, но внутренне весьма многообразной и сложной системой. на признании этого положения исходным принципом её анализа настаивал и академик д.с. лихачёв: «мне представляется чрезвычайно важным рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания… общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной её части».

будучи целостностью, культура внутренне многообразна как по содержанию, так и структурно. в отличие от различных попыток найти некий однородный культурный «субстрат» – предметный или деятельностный, или человеческий, или духовный, или ценностный, или языковой и т.д. и т.п., системный взгляд на культуру представляет её именно как многомерную, многоаспектную целостность, суть которой и определяется этой структурной сложностью, а структура – основными функциями. последние же формируются как её внутренними потребностями, так и её взаимодействием с обществом, с различными социальными структурами.

следующий шаг – выявление специфики её различных составляющих. грани межу ними, конечно, всегда относительны, подвижны, но их не следует игнорировать, чтобы не смешивать разнородные явления культуры. без адекватной интерпретации таких феноменов культуры, как религия и наука, мораль и политическая культура, идеология и обыденное сознание, традиции, обычаи и т.д., невозможно объективно оценить их роль в общественной жизни, понять конкретную эпоху.

причины образования или создания в культуре структурных различий могут находиться вне самой культуры, в социальной реальности, в политических или этносоциальных процессах. однако эти различия могут порождаться и её собственной динамикой, например, деление на материальную и духовную, народную, элитарную и массовую культуру.

(в.ж.келле)

1. (2 ) какая характеристика человека как субъекта культуры в тексте? какой принцип, по мнению д.с. лихачева, должен лежать в основе анализа культуры? почему, по мнению автора, не следует игнорировать грани между различными составляющими культуры?

2. (2 )какие феномены культуры называет автор? (назовите любые три из них). привлекая обществоведческие знания и факты социальной жизни, дайте характеристику любого из этих феноменов. какие три внешние причины существования структурных различий в культуре называет автор?

3. (3 ) по одному примеру произведений народной, массовой и элитарной культуры. в каждом случае поясните, почему это произведение относится к данному виду культуры. (сначала называйте вид культуры, затем приводите соответствующий пример и пояснение.)

4. (3 ) опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, характеристики следующих функций культуры: 1) функции социализации: 2) познавательной функции; 3) досуговой функции. (сначала указывайте функцию, затем – приводите её характеристику.)

kolyakolomiets kolyakolomiets    3   25.09.2019 20:29    5826

Ответы
kitecat12 kitecat12  20.12.2023 18:55
В тексте рассматривается культура как целостная система, включающая как социальные, так и индивидуальные аспекты. Автор также подчеркивает многообразие и сложность культуры, а академик Д.С. Лихачёв указывает на важность рассмотрения культуры как органического целого, где утрата любой из её частей приводит к общему падению культуры. 1. Характеристика человека как субъекта культуры в тексте заключается в том, что человек воспринимает, творит и живет в среде, создаваемой культурой. Принцип, который должен лежать в основе анализа культуры по мнению Д.С. Лихачёва, состоит в признании культуры как органического целого, где каждая часть имеет свои тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания. Автор указывает на важность признания многообразия и сложности культуры, чтобы не смешивать разнородные явления культуры. 2. Автор называет феномены культуры, такие как религия, наука, мораль, политическая культура, идеология, обыденное сознание, традиции, обычаи и т.д. Один из примеров таких феноменов - религия. Религия - это система верований и способов поклонения, которая играет важную роль в общественной жизни людей. Она объединяет людей вокруг общих ценностей и предлагает ответы на вопросы жизни и смерти. Причины структурных различий в культуре могут быть связаны как с внешними факторами (социальная реальность, политические или этносоциальные процессы), так и с динамикой самой культуры. Например, структурные различия в культуре могут быть порождены делением на материальную и духовную культуру, народную, элитарную и массовую культуру. 3. Примеры произведений различных видов культуры: - Произведение народной культуры: народные сказки. Они относятся к народной культуре, так как являются народным творчеством, передающим мудрость и ценности народа через устное народное творчество. - Произведение массовой культуры: фильм "Звёздные войны". Оно относится к массовой культуре, так как получило широкую популярность и воздействует на многочисленную аудиторию, а также стало предметом общей культурной осведомленности. - Произведение элитарной культуры: картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Она относится к элитарной культуре, так как является шедевром искусства, признанным выдающимся произведением и наследием человечества. 4. Характеристики функций культуры: - Функция социализации: культура передает социальные нормы, ценности и поведенческие модели от одного поколения к другому, помогая людям адаптироваться в обществе и стать полноправными членами общества. - Функция познавательная: культура способствует расширению знаний и пониманию мира через искусство, науку, литературу и другие проявления человеческого творчества. - Функция досуговая: культура предоставляет людям возможность отдохнуть, развеяться и насладиться различными видами искусства и развлечений, обогащая их внутренний мир и эмоциональное состояние.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Обществознание