В романе «Собачье сердце» М. Булгаков описывает процесс превращения собаки в человека, сначала физический — через операцию на мозге, а затем социальный, названный очеловечиванием. Мы назвали бы его социализацией. Вспомните роман и определите, в чем состояла эта социализация, как усваивались культурные нормы поведения, как усваивались социальные нормы? Почему первая — медицинская — оказалась успешной, а вторая — социальная — полным провалом? А может быть, и не провалом? Шариков хорошо аргументирует свою речь, знает о правах человека (гомункула), кровнородственных отношениях, паспорте и прописке и о многом другом. О чем именно?
Этот невероятный процесс превращения собаки в человека оказался провальным в социальном плане потому , что не был учтен фактор социальной памяти, которая складывается из двух слоев- это генетическое наследие и культурное наследие, созданное коллективным разумом общества.
За короткий промежуток времени, когда Шарик стал Шариковым, в нем "проснулась" только генетическая память Клима Чугункина- трижды судимого(оправданного) вора,игравшего на балалайке по трактирам, "не отягощенного" образованностью и воспитанием.
Социализация Шарика заключается в его адаптации к жизни и обществу людей. Он учится и усваивает культурные и социальные нормы поведения, которые действуют в современном обществе. Важным аспектом в этом процессе является ассимиляция правил и норм, установленных обществом, чтобы стать полноценным и интегрированным членом общества.
Процесс социализации в романе описывается в нескольких эпизодах. Например, после превращения Шарик начинает учиться разговаривать и общаться с людьми. Он изучает различные аспекты поведения и общения, например, правильное обращение к другим людям, использование формального языка при общении, следование этикету и знание правил дружбы и сотрудничества.
Однако, несмотря на то, что медицинская операция для превращения собаки в человека оказалась успешной, социальная социализация Шарика оказалась провалом. Шариков, превратившийся в Шарика, не мог полностью восстановить истинные человеческие качества и внутреннюю природу. Он остался сущностью собаки, сохраняя собачью натуру и инстинкты. Хотя он обладает знаниями об общественных нормах и правах человека, его речь и мышление все еще существенно отличается от того, что является типичным для человека.
Таким образом, социальная социализация Шарика можно назвать провалом, так как он не смог полностью стать настоящим человеком и сохранял черты своей собачьей природы. Однако, этот провал можно рассматривать как возможность задуматься над тем, что социализация не всегда является полностью успешным процессом, и индивидуальные особенности и природа могут оказывать сильное влияние на результаты этого процесса.