В 30-е годы в СССР начинает меняться профессиональный состав работников интеллектуального труда. Быстрыми темпами росла численность врачей, учителей, инженерно-технических работников. Наряду с этим уменьшалась численность и снижалась роль банковских работников, юристов. Можно ли считать эти процессы проявлением социальной мобильности? Обоснуйте свой вывод. Каковы причины этих изменений?

Makc920 Makc920    1   04.02.2021 18:14    88

Ответы
timofei2018 timofei2018  12.01.2024 11:08
Добрый день! Давайте разберем данный вопрос.

Процесс социальной мобильности — это изменение положения людей в социальной иерархии их общества. Оно может происходить вверх, когда человек поднимается по социальной лестнице, и вниз, когда его положение ухудшается. В данном вопросе речь идет о профессиональной социальной мобильности, то есть о том, как изменяется состав работников в различных сферах деятельности.

Чтобы ответить на заданный вопрос, давайте сначала выясним, можно ли считать данные процессы проявлениями социальной мобильности.

Да, эти процессы можно считать проявлениями социальной мобильности. Почему? Представьте, что общество — это огромная пирамида, где каждый человек занимает определенное положение в социальной иерархии. В 30-е годы в СССР происходили изменения в составе работников интеллектуального труда. При этом число врачей, учителей, инженерно-технических работников росло, а число банковских работников и юристов уменьшалось. Это означает, что люди, ранее работавшие в банках и юридических сферах, могли перейти в другие сферы деятельности, такие как медицина, образование и инженерия. Таким образом, они изменяли свое положение в социальной иерархии, осуществляя профессиональную социальную мобильность.

Процессы такой мобильности могли происходить по нескольким причинам. Рассмотрим некоторые из них:

1. Социально-политический контекст времени: В те годы СССР активно развивал промышленность, науку и образование. Полномасштабные индустриализация и коллективизация требовали большого количества специалистов в области инженерии, агрономии и других секторах. Это привело к увеличению числа инженеров, учителей и врачей, которые были востребованы в рамках развития страны.

2. Утверждение профессиональной элиты: Государство активно содействовало развитию науки, образования и медицины, что привлекало в эти сферы высококвалифицированных специалистов. В связи с этим, учителей и врачей стали воспринимать как профессиональную элиту, что могло стимулировать людей выбрать эти профессии.

3. Общественные изменения: В то время в СССР были проведены реформы, включая массовое образование и бесплатную медицину для всех граждан. Это привело к увеличению числа школ и больниц, что требовало наличия достаточного количества учителей и врачей для обслуживания населения.

4. Экономические факторы: Банковская и юридическая сферы несколько отличались от других по своей природе. В периоде индустриализации и коллективизации, когда важными стали производство и наука, эти сферы могли уступить место другим, более приоритетным. Процесс концентрации капитала и государственного регулирования экономики мог также сказаться на снижении роли банковских и юридических работников.

Таким образом, можно сделать вывод, что изменение профессионального состава работников в СССР в 30-е годы вполне может быть рассмотрено как проявление социальной мобильности. Это обусловлено социально-политическим контекстом времени, активной поддержкой государства для некоторых профессий, изменением приоритетов и задач государства и общества.

Надеюсь, ответ был понятен и полезен! Если у вас возникнут еще вопросы, с радостью на них ответим.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Обществознание