У старших школьников представления о мужественности- женственности базируется на взаимоотношениях с ровесниками противоположного пола, в ходе которых происходит осознание себя как представителя определённого пола, своих потребностей, связанных с взрослением. Эти представления проверяются на практике, в непосредственном общении с противоположным полом. Однако, это лишь начало формирования представления о понятии «психологический пол», касающегося только сферы
взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. По мнению восьмиклассниц и девятиклассниц, мужчина должен быть смелым, сильным, настойчивым, гордым, рыцарем (должен ухаживать за девушкой и защищать её, уважать женский пол, быть снисходительным, внимательным, благородным по отношению к женщине). Женщина, по мнению девочек, должна быть ласковой, нежной, мягкой, но, давая эти характеристики, девочки, как правило, не трансформируют их в эталон поведения по отношению к мужчине. Мальчики всех возрастов не отметили в большинстве случаев особых качеств, выражающих отношение мужчины к женщине и, наоборот, женщины к мужчине. Однако для них было характерно то, что значительное место при описании образа женщин они отводили их внешнему облику (красоте, элегантности, аккуратности). Сходные характеристики мужчин и женщин, данные подростками, выявлены в исследовании Т.А. Арканцевой и Е.М. Дубовской (1999). Идеальный мужчина в представлении подростков — это маскулинный тип с присущими ему смелостью, силой, выносливостью, уверенностью, ответственностью, а женщина — андрогинный тип: нежная, ласковая, заботливая, мягкая, но в то же время активная, ответственная, уверенная.
Чем отличается позиция девочек по отношению к полу от позиции мальчиков?
На чем базируются представления о мужественности-жественности у подростков?
Составьте свой список качеств, присущих современным мужчине и женщине.
Мужские качества
Женские качества
Опишите свой социальный статус.