Труд — основа жизни человека, формирования его духовных ценностей. В разнообразных видах труда проявляется общественная роль индивидуума, его и дарования, коммунистическое отношение к труду. Наибольшую воспитательную ценность представляют те виды труда, которые имеют большое общественное значение, носят творческий характер и содействуют преодолению частнособственнической психологии. Для школьников основным, наиболее постоянным и ответственным трудом является учение. В воспитательных целях педагог использует и содержание учебного материала, и формы организации учебной работы, и влияние личного примера. Педагог продолжает влиять на воспитанников и вне школы, рекомендуя им читать соответствующую литературу, слушать и смотреть телепередачи, участвовать в трудовых делах и т. д. Все эти источники влияний имеют исключительно большое значение для усвоения школьниками норм нравственности. Если буржуазная педагогика делает упор на бездумное усвоение учащимися норм поведения, требующих от них послушания и смирения, ограничения и подавления общественной активности, что порождает у них пессимизм и неверие в идеалы, то советская система формирования опыта нравственного поведения, наоборот, обеспечивает личности творческий подход к усвоению норм морали и развитие общественной активности, опираясь на революционный оптимизм и поступательное развитие нашего общественного прогресса.