Снова вытерпел до конца с кротким благоговением, я снова не убежал. Эта победа над моим нетерпением поражает меня. Как совершенствует такое творение! Становишься сам при этом «шедевром». -И действительно, каждый раз, когда я слушал Кармен, я казался себе более философом, лучшим философом, чем кажусь себе в другое время: ставшим таким долготерпеливым, таким счастливым, таким индусом, таким оседлым... Пять часов сидения: первый этап к святости! — Смею ли я сказать, что оркестровка Визе почти единственная, которую я еще выношу? Та другая оркестровка, которая теперь в чести, вагнеровская, — зверская, искусственная и «невинная» в одно и то же время и говорящая этим сразу трем чувствам современной души, — как вредна для меня она! Я называю ее сирокко. Неприятный пот меня. Моей хорошей погоде настает конец.
Эта музыка кажется мне совершенной. Она приближается легко, гибко, с учтивостью. Она любезна, она не вгоняет в пот. «Хорошее легко, все божественное ходит нежными стопами» - первое положение моей эстетики. Эта музыка зла, утонченна, фаталистична: она остается при этом популярной, — она обладает утонченностью расы, а не отдельной личности. Она богата. Она точна. Она строит, организует, заканчивает: этим она представляет собою контраст полипу в музыке, «бесконечной мелодии». Слышали ли когда-нибудь более скорбный трагический тон на сцене? А как он достигается! Без гримас! Без фабрикации фальшивых монет! Без лжи высокого стиля! — Наконец: эта музыка считает слушателя интеллигентным, даже музыкантом, — она и в этом является контрастом Вагнеру, который, как бы то ни было, во всяком случае, был невежливейшим гением в мире (Вагнер относится к нам как если бы он говорит нам одно и то же до тех пор, пока не придешь в отчаяние, — пока не поверишь этому).
Повторяю: я становлюсь лучшим человеком, когда со мной говорит этот Визе. Также и лучшим музыкантом, лучшим слушателем. Можно ли вообще слушать еще лучше? — Я зарываюсь моими ушами еще и под эту музыку, я слышу ее причину. Мне чудится, что я переживаю ее возникновение, — я дрожу от опасностей, сопровождающих какой-нибудь смелый шаг, я восхищаюсь счастливыми местами, в которых Визе неповинен. — И странно! в сущности я не думаю об этом или не знаю, как усиленно думаю об этом. Ибо совсем иные мысли проносятся в это время в моей голове... Заметили ли, что музыка делает свободным ум? дает крылья мысли? что становишься тем более философом, чем более становишься музыкантом? — Серое небо абстракции как бы бороздят молнии; свет достаточно силен для всего филигранного в вещах; великие проблемы близки к постижению; мир, озираемый как бы с горы.
Ницше Ф. Казус Вагнер / Ф. Ницше // Соч. В 2 т. — М.: Мысль, 1990. — Т. 2.
Во и задания. 1) Как вы понимаете мысль автора о том, что человек, воспринимающий шедевр искусства, становится «сам при этом „шедевром"»? Предположите, что автор вкладывает в понятие «шедевр», применяя его к человеку. 2) Как Ф. Ницше характеризует воздействие произведения искусства на человека? 3) Реализация каких общественно значимых функций искусства рассматривается в размышлениях Ф. Ницше? В каждом случае иллюстрируйте свой ответ цитатой из текста
Спасибо за интересный вопрос! Я с удовольствием помогу тебе понять эти мысли Ницше. Давай разберем поэтапно каждый вопрос.
1) Ницше говорит о том, что человек, воспринимающий шедевр искусства, становится "сам при этом „шедевром"". Давай разберем эту мысль. Когда человек слушает или рассматривает произведение искусства, в данном случае - опера Кармен, его сознание и внутренний мир начинают преображаться. Он ощущает, что становится более философским, интеллектуально развитым и способным мыслить глубже. Он становится тем, кого он видит в этом произведении искусства, тем, кем он хочет быть внутри себя. Это означает, что произведение искусства, например, опера, может вдохновить людей, помочь им переосмыслить свою жизнь и стать лучше.
2) Ф. Ницше характеризует воздействие произведения искусства на человека как нечто особенное и уникальное. Когда человек слушает или смотрит настоящее искусство, оно оказывает на него различные воздействия. Например, произведение музыки может вызвать у человека эмоции, передать определенное настроение или даже заставить задуматься о смысле жизни. Ницше говорит о том, что музыка Визе становится для него источником саморазвития и самопонимания. Произведение искусства имеет способность заставить нас ощущать и воспринимать мир иначе, оно может пробудить в нас новые мысли и эмоции.
3) В своих размышлениях Ницше также рассматривает общественные функции искусства. Он говорит о том, что произведение искусства может быть не только поднятием настроения или развлечением, но и иметь более глубокое значение для общества. Он отмечает, что музыка Визе обладает утонченностью и точностью в организации, что делает ее совершенной. Это означает, что искусство может вносить ясность, порядок, организовывать и помогать нам лучше понимать сложные вещи в нашей жизни. Оно может помочь нам осознать общественные проблемы, стать лучше взаимодействовать друг с другом, более осознанно и глубоко мыслить.
Вот и все! Надеюсь, я смог помочь тебе понять мысли Ф. Ницше. Если у тебя возникнут еще вопросы, не стесняйся задавать их мне. Я с радостью помогу тебе.
С наилучшими пожеланиями,
Учитель