Скажите главную мысль последний период человеческого сознания вера в прогресс была подвергнута сомнению, кумиры прогресса свергнуты и уже многое сделано для критики этой идеи. основное противоречие, которое нужно вскрыть в учении о прогрессе и которое ясно в свете моей , заключается в ложном отношении учения о прогрессе к проблеме времени—к настоящему и будущему. учение о прогрессе есть, прежде всего, совершенно ложное, не оправданное ни с научной, ни с философской, ни с моральной точки зрения обоготворение будущего за счет настоящего и учение о прогрессе представляет из себя религиозное исповедание, верование, потому что обосновать научно-позитивное учение о прогрессе нельзя, потому что научно-позитивно можно обосновать только теорию эволюции, учение же о прогрессе может быть только предметом веры, упования. учение о прогрессе есть "обличение невидимой вещи"— грядущего, есть "извещение уповающих". и вот этой верой, этим упованием, связанным с учением о прогрессе, невозможно разрешить самую трагическую проблему — проблему времени. я выяснил уже центральное значение проблемы времени для и пытался вскрыть порочную природу времени, которое распадается на и будущее и которого уловить нельзя, в котором всякая реальность распылена, раздроблена и разорвана. учение о прогрессе находится во власти этой разорванности. учение о прогрессе предполагает, что всемирной человечества будут разрешены в будущем, что наступит какой-то момент в человечества, в судьбе человечества, в которой будет достигнуто высшее совершенное состояние и в этом высшем совершенном состоянии будут примирены все противоречия, которыми полны судьбы человеческой , будут разрешены все . в это верили и конт, и гегель, и спенсер, и маркс. правомерно ли такое предположение? какое мы имеем основание в это верить, и если бы даже мы это основание имели, то почему это может вызвать в нас энтузиазм, почему это должно быть нами нравственно принято и почему такого рода надежда может быть для нас радостной? оснований для этого нет никаких, кроме того, что в учении о прогрессе бессознательно заложено, тайно пребывает некоторое религиозное упование на разрешение всемирной . это есть надежда, что трагедия всемирной придет к концу. разрешение этой трагедии есть цель прогресса, но в позитивных учениях о прогрессе, как они являлись в xix веке, задавлено и сознательно исключено такого рода религиозное верование и такого рода религиозная надежда. наоборот, верование, надежда и упование прогресса противополагаются различными 146 теоретиками прогресса такого рода религиозным верованиям, и упованиям. но если совершенно устранить это религиозное зерно идеи прогресса, то что, в сущности, от нее останется? почему прогресс может быть внутренне принят? ведь прогресс, позитивно понимаемый, заключается в том, что в потоке времени, в котором свершаются судьбы человеческой , одно поколение сменяет другое, человечество восходит на какую-то неведомую и чуждую мне вершину, идет вперед, идет вверх, к высшему состоянию, по отношению к которому все предшествующие поколения являются лишь звеньями, лишь средством, орудием, а не самоцелью. прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждое лицо человеческое, каждую эпоху в средство и орудие для окончательной цели— совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества, в котором никто из нас не будет иметь удела. внутренне неприемлема, религиозно и морально недопустима позитивная идея прогресса, потому что природа этой идеи такова, что она делает невозможным разрешение муки жизни, разрешение трагических противоречий и конфликтов для всего человеческого рода, для всех человеческих поколений, для всех времен, для всех когда-либо живших людей с их страдальческой судьбой.