Семинар 4 наука и техника нового времени как культурообразующий фактор
вопросы:
предпосылки возникновения современной науки.
наука и техника нового времени, характеристики и специфические черты.
формирование этоса познания: герои и подвижники научного прогресса.
спор о технике и его значение для современной культуры.
1 вопрос : в этом вопросе необходимо проанализировать те изменения, начало которым положила эпоха возрождения (xv-
xvi вв.): выход на арену нового социального слоя – буржуазии, с ее жаждой преобразований. выяснить,
каким образом шло формирование нового, научного мышления, какое влияние на это оказали развитие
возрожденческого естествознания и великие открытия, а также античное наследие, восточный,
технологический трансферт, германский фактор и этос библейской истинности. нужно попытаться объяснить, почему
первые научные открытия совершаются в механике и астрономии.
2 вопрос : в начале ответа на этот вопрос необходимо выяснить, чем наука нового времени отличается от
предшествующих форм научного познания (профессионализация ученого, эксперимент как орудие и метод познания,
появление профессиональных объединений ученых – академий наук, появление первых научных печатных органов и
каковы ее характеристики: универсальность, незавершенность, безграничность, всесторонность. затем рассмотреть
каждый из периодов нового времени и выяснить их содержание в контексте возрастающей социокультурной роли науки и
техники. xvii век – век рационализма и расцвета механико- знаний. xviii век – век естественнонаучных,
описательно-опытных дисциплин, появления новых форм хранения информации (энциклопедий, словарей, каталогов, нот,
специальных знаков, обозначающих действия), но, прежде всего, это век просвещения и расцвета
социальных концепций и проектов, рождение идеи прогресса и веры в возможность преобразования мира на разумных и
моральных началах. xix век – век научно-технического прогресса, позитивизма, век господства инженерной мысли и
технической интеллигенции.
3 вопрос: пафос научного познания формируется на базе христианской системы ценностей: этос библейской религии
требует истинности любой ценой. это делает познание самым важным для человека видом деятельности, а сотворенный
господом мир превращается в наиболее достойный объект познания. в этом этическом контексте
складывается принципиальная безграничность научного познания, которая находит свое выражение в
идеях рационализма, позитивизма, сциентизма. практической же реализацией этих установок становятся судьбы ученых
этого периода. в этом вопросе необходимо познакомиться с биографией и творческим путем того или иного деятеля эпохи
(бруно, каперник, левенгук, лейбниц, галилей, кеплер, декарт, спиноза, ньютон и другие), демонстрируя не только
значимость их открытий, но и преданность этих людей процессу познания.
4 вопрос : при ответе на этот вопрос, прежде всего необходимо выяснить, что такое техника, каковы ее черты и сколь
велико влияние на современную цивилизацию. анализируя отношение к технике в современной культуре к. ясперс
выделяет три точки зрения: первая оценивает технику позитивно, вторая – негативно, третья – нейтрально. отвечая,
следует четко определять, какой точки зрения придерживается тот или иной мыслитель, чем он аргументирует свои
взгляды. в конце ответа желательно, чтобы отвечающий высказал и свое собственное мнение относительно науки и
техники и степени их влияния на современное социокультурное пространство.
доклад: научные школы волгоградского государственного технического
университета: и современность.
основные термины: позитивизм, рационализм, сциентизм, антисциентиз, технократизм, ноосфера, техника,
техногенная цивилизация, наука, прогресс, экология, проблемы, эксперимент