С точки зрения Л. Н. Толстого, нравственнее, человечнее врага, чем
ответить ударом на удар. Но это предполагает, что и прощенный враг должен быть
нравственно воспитан. Иначе он вас снова ударит, решит, что вы струсили. Как же
быть? Ждать, когда все будут нравственно воспитанными или не ждать, а начать с
себя – несмотря ни на что отказаться от насилия?
2. Прокомментируйте тезис Ф. М. Достоевского: «Человек … образуется всею
исторической жизнью страны. Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться
в человека. Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой».
3. Выскажите свое мнение к следующему размышлению.
Если солнце в нашем мире, как писал Н. Бердяев, одинаково восходит над добрыми и
злыми, если здесь часто ест тот, кто не трудится, а тому, кто трудится, есть
нечего, - то, для чего мне тогда стараться быть нравственным, быть добрым? Не
проще ли жить естественной животной жизнью?
Но, может быть, тогда я изменю своей сверхъестественной божественной природе?
Может быть, я тогда уже не смогу считать себя человеком?
Сегодня я хотел бы обсудить с вами несколько тезисов известных русских писателей Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, а также размышления о нравственности и человечности.
1. В первом вопросе речь идет о том, что Л. Н. Толстой считает, что лучше всего не возвращать насилие на насилие, а простить врага и пытаться его нравственно воспитать. Он подразумевает, что, если люди научатся прощать врагов и отказываться от насилия, то это будет способствовать созданию более мирного и гуманного общества. Однако, Толстой также указывает на то, что враг, которого прощают, должен быть нравственно воспитан, иначе он может снова применить насилие. Таким образом, есть несколько аспектов, которые следует учесть. Первая идея состоит в том, что прощение и нравственное воспитание - это важные составляющие пути к мирному и доброму обществу. Вторая идея заключается в том, что каждый из нас должен начать с себя и отказаться от насилия, несмотря на все препятствия.
2. Ф. М. Достоевский утверждает, что стать человеком - это процесс, который происходит в течение всей истории страны. Он говорит, что нельзя одним мгновением стать человеком, это требует времени и усилий. Достоевский подчеркивает, что свобода заключается не в том, чтобы сдерживать себя, а в умении контролировать свои поступки и эмоции. Он утверждает, что истинная свобода заключается в способности владеть собой. Этот тезис указывает на то, что развитие человека - это сложный, непрерывный процесс самосовершенствования и самоконтроля.
3. В третьем вопросе выражено размышление о нравственности в контексте справедливости и неравенства. Идея заключается в том, что если в мире нет справедливости и добро и зло не различаются, то зачем стараться быть нравственным и добрым? Возникает вопрос, не проще ли жить по естественным животным инстинктам? В ответ на этот вопрос можно сказать, что нравственность и доброта являются человеческими ценностями, они отличают человека от животных. Сохранение и развитие этих ценностей важно для каждого человека, чтобы сохранить свою человеческую природу.
Таким образом, каждый из этих вопросов предлагает нам глубокое обсуждение нравственных, человеческих и философских принципов. Я хотел бы услышать ваше мнение по каждому из этих вопросов, а также обсудить другие подобные вопросы, если у вас есть интерес.
Благодарю вас за внимание и готов ответить на ваши вопросы.