Социологи говорят, что мораль возникает всякий раз как в обществе появляется ограниченный ресурс. Принятые обществом правила распределения дефицитного ресурса - это и есть мораль.
Например, мораль требует, что бы более молодые люди уступали пожилым людям сидячие места в общественном транспорте. Действительно, в метро или трамвае, особенно в часы пик, сидячих мест на всех не хватает. Для поездок в такси или в междугороднем автобусе правила морали, регулирующего кому сидеть, а кому стоять нет. Нет потому, что нет дефицита сидячих мест в такси, а в междугороднем автобусе места занимают согласно купленным билетам.
С литературой сложнее. В разных странах, в разные эпохи могут быть разные представления о морали. Допустим, Шекспир, "Гамлет". Гамлет зарезал Полония. Шеспир не осуждает Гамлета, скорее он осуждает Полония: не стоит слуге подслушивать царские разговоры. В наше время, в условиях распространения морали всеобщего равенства перед законом, поступок Гамлета не имеет оправдания. Да, собственно, вся трагедия Шекспира "Гамлет" это цепь рассуждений о том, что достойно, нравственно, а что недостойно и не нравственно.
"Быть иль не быть - таков вопрос; что лучше, Что благородней для души: сносить ли Удары стрел враждующей фортуны, Или восстать противу моря бедствий И их окончить. " (перевод М.Воронченко.)
Например, мораль требует, что бы более молодые люди уступали пожилым людям сидячие места в общественном транспорте. Действительно, в метро или трамвае, особенно в часы пик, сидячих мест на всех не хватает. Для поездок в такси или в междугороднем автобусе правила морали, регулирующего кому сидеть, а кому стоять нет. Нет потому, что нет дефицита сидячих мест в такси, а в междугороднем автобусе места занимают согласно купленным билетам.
С литературой сложнее. В разных странах, в разные эпохи могут быть разные представления о морали. Допустим, Шекспир, "Гамлет". Гамлет зарезал Полония. Шеспир не осуждает Гамлета, скорее он осуждает Полония: не стоит слуге подслушивать царские разговоры. В наше время, в условиях распространения морали всеобщего равенства перед законом, поступок Гамлета не имеет оправдания. Да, собственно, вся трагедия Шекспира "Гамлет" это цепь рассуждений о том, что достойно, нравственно, а что недостойно и не нравственно.
"Быть иль не быть - таков вопрос; что лучше,
Что благородней для души: сносить ли
Удары стрел враждующей фортуны,
Или восстать противу моря бедствий
И их окончить. " (перевод М.Воронченко.)