Современное человечество насчитывает приблизительно две тысячи разных народов (только в Украине их свыше 100), а независимых государств в мире около 200. Следовательно, большинство народов мира проживают в многонациональных государствах. Все мы живем, и будем всегда жить совместно с людьми разных национальностей. Это обстоятельство требует от каждого из нас особенной деликатности, терпимости и ответственности. Всегда следует помнить, что у народов больше общих черт, чем отличий.
В национальной политике следует различать стратегические и текущие задания. Стратегические задания в сфере национальных отношений являются общими для всех наций и народностей любого государства и рассчитанные на определенный исторический период. Что касается политики текущего момента, то она определяет более конкретные цели и задания, которые выплывают из сегодняшней ситуации. Следовательно в механизме национальной политики очень важным является дифференцированный подход, что учитывает конкретную ситуацию данного региона или национально-территориальной единицы. Разрабатывая региональную национальную политику, необходимо принимать во внимание географические факторы, демографические процессы, исторические особенности формирования данной нации или народности, ее национальной государственности, национальный состав населения, соотношения коренного и некоренного населения, религиозность, особенности национальной психологии, национальные традиции, обычаи, взаимоотношения данной республики с соседними и т. д. В любом случае непременным условием эффективной национальной политики является учет закономерностей, тенденций развития наций и национальных отношений, научный подход к анализу существующих проблем.
Важной функцией национальной политики является разработка эффективных и методов решения межнациональных конфликтов, их прогнозирования и предотвращения таких. Межнациональный конфликт, с одной стороны, является специфическим, конкретно-этническим выражением общесоциальных противоречий, а из другого - собственно национальным (то есть этническим) конфликтом, хотя и детерминированным социальными противоречиями. Доведение противоречий до конфликта является очень опасным, поскольку в нем сконцентрирована большая разрушительная сила. Объясняется это прежде всего тем, что попытка каждой из сторон - участниц конфликта "получить победу" неминуемо наталкивается на противодействие противоположной стороны. Примером этого могут быть события на Кавказе, в Таджикистане, в бывшей Югославии и тому подобное.
Национальный характер оказывает влияние на политическое поведение людей, а следовательно (хотя и опосредствовано), на политический строй. Он в значительной степени определяет поведение наций в кризисных ситуациях. Политик должен учитывать национальный характер народа. Действия, которые не отвечают стойким чертам национального характера, приводят политиков к поражению. В то же время политик-реалист может искать наиболее целесообразных средств воздействия на национальный характер в желаемом направлении. Такое влияние может быть успешным лишь тогда, когда он будет базироваться на последовательном формировании условий, которые бы появлению в нации определенных новых психологических черт. Если, например, ставится цель воспитания чувства государственной ответственности у граждан, то необходимо создать политические условия, при которых граждане могли бы фактически брать на себя все большую ответственность за общие дела. И именно этим определяется эффективность политического влияния на национальный характер.
В национальной политике кардинальным является вопрос о соотношении общечеловеческого и национального моментов, поиску их гармонизации. Взаимодействие национальных и общечеловеческих интересов является сложной и характеризуется наличием существенных противоречий, зато удачное сочетание этих интересов создает такая взаимосвязь и такую взаимозависимость, обеспечивающих прогрессивное развитие как всей содружества, так и отдельных наций и народностей. Длительное время в нашем обществе в теории и на практике господствовал тезис о приоритете общечеловеческого над национальным, о безусловном подчинении национального общечеловеческому. Это привело к тому, что под предлогом защиты общечеловеческих, общегосударственных интересов игнорировались национальные, ограничивались права республик, усиливались тенденции к унитаризму. Современная национальная практика не воспринимает такого подхода. Национальное и общечеловеческое находятся в диалектическом единстве, где на первый план выходит то одно, то другое в зависимости от исторических условий и конкретных заданий.
Можно сделать вывод, что гармонизация межнациональных отношений - не состояние, а непрерывный процесс. Управление этим процессом со стороны государства хотя и очень сложная, но абсолютно реальная вещь. Усилия и средства, потраченные на такое руководство, являются полностью оправданными.
Современное человечество насчитывает приблизительно две тысячи разных народов (только в Украине их свыше 100), а независимых государств в мире около 200. Следовательно, большинство народов мира проживают в многонациональных государствах. Все мы живем, и будем всегда жить совместно с людьми разных национальностей. Это обстоятельство требует от каждого из нас особенной деликатности, терпимости и ответственности. Всегда следует помнить, что у народов больше общих черт, чем отличий.
В национальной политике следует различать стратегические и текущие задания. Стратегические задания в сфере национальных отношений являются общими для всех наций и народностей любого государства и рассчитанные на определенный исторический период. Что касается политики текущего момента, то она определяет более конкретные цели и задания, которые выплывают из сегодняшней ситуации. Следовательно в механизме национальной политики очень важным является дифференцированный подход, что учитывает конкретную ситуацию данного региона или национально-территориальной единицы. Разрабатывая региональную национальную политику, необходимо принимать во внимание географические факторы, демографические процессы, исторические особенности формирования данной нации или народности, ее национальной государственности, национальный состав населения, соотношения коренного и некоренного населения, религиозность, особенности национальной психологии, национальные традиции, обычаи, взаимоотношения данной республики с соседними и т. д. В любом случае непременным условием эффективной национальной политики является учет закономерностей, тенденций развития наций и национальных отношений, научный подход к анализу существующих проблем.
Важной функцией национальной политики является разработка эффективных и методов решения межнациональных конфликтов, их прогнозирования и предотвращения таких. Межнациональный конфликт, с одной стороны, является специфическим, конкретно-этническим выражением общесоциальных противоречий, а из другого - собственно национальным (то есть этническим) конфликтом, хотя и детерминированным социальными противоречиями. Доведение противоречий до конфликта является очень опасным, поскольку в нем сконцентрирована большая разрушительная сила. Объясняется это прежде всего тем, что попытка каждой из сторон - участниц конфликта "получить победу" неминуемо наталкивается на противодействие противоположной стороны. Примером этого могут быть события на Кавказе, в Таджикистане, в бывшей Югославии и тому подобное.
Национальный характер оказывает влияние на политическое поведение людей, а следовательно (хотя и опосредствовано), на политический строй. Он в значительной степени определяет поведение наций в кризисных ситуациях. Политик должен учитывать национальный характер народа. Действия, которые не отвечают стойким чертам национального характера, приводят политиков к поражению. В то же время политик-реалист может искать наиболее целесообразных средств воздействия на национальный характер в желаемом направлении. Такое влияние может быть успешным лишь тогда, когда он будет базироваться на последовательном формировании условий, которые бы появлению в нации определенных новых психологических черт. Если, например, ставится цель воспитания чувства государственной ответственности у граждан, то необходимо создать политические условия, при которых граждане могли бы фактически брать на себя все большую ответственность за общие дела. И именно этим определяется эффективность политического влияния на национальный характер.
В национальной политике кардинальным является вопрос о соотношении общечеловеческого и национального моментов, поиску их гармонизации. Взаимодействие национальных и общечеловеческих интересов является сложной и характеризуется наличием существенных противоречий, зато удачное сочетание этих интересов создает такая взаимосвязь и такую взаимозависимость, обеспечивающих прогрессивное развитие как всей содружества, так и отдельных наций и народностей. Длительное время в нашем обществе в теории и на практике господствовал тезис о приоритете общечеловеческого над национальным, о безусловном подчинении национального общечеловеческому. Это привело к тому, что под предлогом защиты общечеловеческих, общегосударственных интересов игнорировались национальные, ограничивались права республик, усиливались тенденции к унитаризму. Современная национальная практика не воспринимает такого подхода. Национальное и общечеловеческое находятся в диалектическом единстве, где на первый план выходит то одно, то другое в зависимости от исторических условий и конкретных заданий.
Можно сделать вывод, что гармонизация межнациональных отношений - не состояние, а непрерывный процесс. Управление этим процессом со стороны государства хотя и очень сложная, но абсолютно реальная вещь. Усилия и средства, потраченные на такое руководство, являются полностью оправданными.