Работа с текстом. ответьте на во На первых порах наука не могла оказывать сколько-нибудь значительного воздействия на развитие производства, она, как правило, шла рядом с производством, или даже позади его, теоретически обобщая эмпирически добытые технические новшества. В XIXв. Зарождается новый этап во взаимодействии науки и производства, подмеченный уже К. Марксом и определенный им как процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества, Рубеж этих двух этапов лежит между изобретением паровой машины и открытием электричества. Изобретение паровой машины относится еще к первому этапу: сначала паровая машина была создана (причем создана самоучками-практиками), и только в последствии появилась теория паровых машин. Другое дело открытие электричества: сначала оно было открыто в лабораториях ученых, и лишь за тем были найдены внедрения в производство. Таким образом, наиболее характерная черта нового исторического этапа взаимодействия науки и производства – опережение наукой производства, превращение науки в «отца» современных отраслей производств (энергетики, химии, электроники, ракетостроения, радиотехники).
Неука позволяет получать новые, не имеющиеся в готовом виде в природе орудия труда с заранее заданными самим человеком свойствами (синтетическое волокно, искусственные алмазы, сверхпрочные сплавы и т.д.). Благодаря науке принципиально меняются орудия труда и технология производства в целом, что особенно ощутимым становится на сегодняшнем витке научно- технической и технологической революции, связанным с внедрением микропроцессоров, роботов, биотехнологии и , наконец определенный минимум научных знаний является теперь обязательным атрибутом современного производителя материальных благ, работника нового типа.
Необходимо учитывать, что в непосредственную производительную силу общества превращаются не только естественные технические, н и общественные или шире гуманитарные науки, Имеется в виду не только их участие в совершенствовании производственных отношений, что позволяет увеличить производительную силу труда, но и их непосредственное воздействие на главную производительную силу общества – человека-труженика.
1) Какое определение науки приведено автором? Как в тексте объясняется положение о превращении науки в «отца» современных отраслей производства?
2) Назовите три причины, которые по мнению автора, привели к усилению роли науки в производстве. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите еще одну причину, не указанную в тексте.
3) Какие три результата воздействия науки на развитие производства названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры, иллюстрирующие связь науки с производством.
4) Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что в непосредственную производительную силу общества превращаются не только естественные технические, но и общественные гуманитарные науки.
2) По мнению автора, три причины усиления роли науки в производстве следующие:
- Наука дает возможность создавать новые орудия труда с заданными свойствами, которые не существуют в природе. Например, синтетические волокна и искусственные алмазы.
- Наука изменяет орудия труда и технологию производства в целом. Сегодня научно-техническая революция, связанная с внедрением микропроцессоров, роботов, биотехнологии, существенно меняет процессы производства.
- Наука становится обязательным атрибутом для производителей материальных благ и нового типа работников. Это означает, что научные знания становятся необходимыми для эффективной работы в современной производственной среде. Для привлечения обществоведческих знаний и фактов общественной жизни можно добавить еще одну причину - наука позволяет понимать и анализировать социальные и экономические процессы, что помогает развивать производство и прогнозировать его результаты.
3) В тексте названы три результата воздействия науки на развитие производства:
- Создание новых орудий труда с заданными свойствами, что повышает эффективность производства. Например, синтетическое волокно и сверхпрочные сплавы.
- Изменение орудий труда и технологии производства в целом благодаря научно-технической революции. Например, внедрение микропроцессоров и робототехники.
- Обязательное наличие научных знаний у современного производителя материальных благ, что требует специальных знаний и компетенций. Например, использование микропроцессоров или биотехнологии в производстве.
Примеры, иллюстрирующие связь науки с производством, могут включать различные сферы:
- В энергетике наука помогает разрабатывать рациональные и энергоэффективные методы производства электроэнергии.
- В химической промышленности наука позволяет создавать новые формы материалов и процессов, например, разработка новых синтетических полимеров.
- В медицине и фармацевтике наука ведет к открытию новых лекарственных препаратов и методов лечения.
- В информационных технологиях наука развивает новые алгоритмы и методы обработки данных.
4) Автор высказывает мысль о том, что не только естественные технические, но и общественные гуманитарные науки превращаются в непосредственную производительную силу общества. Три объяснения этой мысли:
- Общественные науки, такие как экономика, социология и политическая наука, помогают анализировать и понимать социальные процессы и разрабатывать стратегии развития производства на основе общественных потребностей.
- Гуманитарные науки, такие как философия, история и культурология, помогают понимать ценности, традиции и идеологические аспекты производства, что влияет на его организацию и эффективность.
- Гуманитарные науки способствуют формированию и развитию человеческого капитала, что является основой для увеличения производительной силы общества.