Прочитайте текст и выполните задания: Закон «Об образовании в Российской Федерации» (извлечения) Из статьи 5 2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. 4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни. 5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекцион-ной на основе специальных педагогических подходов... 2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте; 3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования. Из статьи 10 2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). 1. Озаглавьте каждый из пунктов приведенных статей закона, исходя из тех вопросов, которые в них освещаются. 2. Как, согласно закону, обеспечивается реализация права каждого человека в нашей стране на образование? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, приведите пример, конкретизирующий это положение. 3. Приведите два принципа, обеспечивающих право каждого на образование и гарантированные в законе. Раскройте связь этих принципов. 4. Какие уровни образования обеспечивают его непрерывность? Назовите организации, осуществляющие образовательную деятельность на любых двух из указанных уровней. На каком уровне образования вы сейчас находитесь? 5. Илья год назад окончил школу. После службы в армии он решил получить высшее образование в одном из ВУЗов Москвы. В приемной комиссии ему пояснили, что он может учиться только на платной основе. Законно ли это условие? Какое положение документа служит подтверждением вашего вывода? 6. В законе называются категории лиц, которым оказывается содействие в реализации права на образование. Опираясь на обществоведческие знания, личный социальный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие необходимость поддержки лиц, нуждающихся в социальной поддержке.
Статья 5:
- Право на образование в Российской Федерации гарантируется всем гражданам, независимо от различных обстоятельств.
Статья 10:
- Определяет различные виды образования и профессионального обучения, которые обеспечивают возможность обучения и получения знаний на протяжении всей жизни.
2. Как, согласно закону, обеспечивается реализация права каждого человека в нашей стране на образование? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, приведите пример, конкретизирующий это положение.
Согласно закону, реализация права на образование обеспечивается путем создания социально-экономических условий для его получения и расширения возможностей удовлетворения потребностей человека в образовании на протяжении всей жизни. То есть государство создает условия, чтобы каждый гражданин имел возможность получить образование, независимо от своего положения в обществе.
Например, чтобы обеспечить доступ к образованию лицам с ограниченными возможностями здоровья, создаются специальные педагогические подходы и условия для их обучения. Это может быть адаптированное оборудование, специальные программы и методики, а также помощь персонала с определенными навыками и знаниями. Таким образом, государство обеспечивает равные возможности для получения качественного образования всем гражданам, включая тех, у кого есть особенности развития.
3. Приведите два принципа, обеспечивающих право каждого на образование и гарантированные в законе. Раскройте связь этих принципов.
Два принципа, обеспечивающих право каждого на образование и гарантированные в законе, это общедоступность и бесплатность образования.
Общедоступность образования означает, что каждый гражданин имеет возможность получить образование независимо от различных факторов, таких как пол, раса, национальность и т.д.
Бесплатность образования гарантирует, что гражданам не придется платить за получение образования на всех уровнях образовательной системы, кроме высшего образования на конкурсной основе.
Связь между этими принципами заключается в том, что общедоступность обеспечивает равные возможности для получения образования всем гражданам, а бесплатность освобождает их от финансовых барьеров, что позволяет максимально расширить доступ к образованию и предотвратить возможность дискриминации на основе финансового положения.
4. Какие уровни образования обеспечивают его непрерывность? Назовите организации, осуществляющие образовательную деятельность на любых двух из указанных уровней. На каком уровне образования вы сейчас находитесь?
Образование обеспечивает свою непрерывность на следующих уровнях: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование и высшее образование.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность на этих уровнях, включают дошкольные учреждения (детские сады), общеобразовательные школы, колледжи и университеты.
В настоящий момент я нахожусь на уровне среднего общего образования и учусь в школе.
5. Илья год назад окончил школу. После службы в армии он решил получить высшее образование в одном из ВУЗов Москвы. В приемной комиссии ему пояснили, что он может учиться только на платной основе. Законно ли это условие? Какое положение документа служит подтверждением вашего вывода?
Согласно закону, гражданам гарантирована бесплатность высшего образования на конкурсной основе, если образование данного уровня они получают впервые. Поэтому условие о платной основе в данном случае незаконно.
Данное положение подтверждается вторым пунктом статьи 3 закона «Об образовании в Российской Федерации», где указывается, что гарантируется бесплатность высшего образования на конкурсной основе для граждан, получающих это образование впервые. Следовательно, Илье должна быть предоставлена возможность обучения на бесплатной основе.
6. В законе называются категории лиц, которым оказывается содействие в реализации права на образование. Опираясь на обществоведческие знания, личный социальный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие необходимость поддержки лиц, нуждающихся в социальной поддержке.
Первый аргумент: Поддержка лиц, нуждающихся в социальной поддержке, позволяет обеспечить равные возможности в получении образования. Некоторым гражданам могут потребоваться дополнительные ресурсы или условия для успешного обучения, таким, например, как лица с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, многие лица, нуждающиеся в социальной поддержке, имеют ограниченные финансовые возможности, поэтому оказание помощи в получении образования может помочь им преодолеть финансовые барьеры.
Второй аргумент: Поддержка лиц, нуждающихся в социальной поддержке, способствует социальной интеграции и укреплению общества в целом. Когда каждый гражданин имеет возможность получить образование и развить свои способности и таланты, это способствует общественному развитию и прогрессу. Также, оказывая поддержку нуждающимся, мы проявляем заботу о людях и создаем более справедливое общество, где все имеют равные возможности для самореализации и участия в жизни общества.