Прочитайте текст и выполните задания 21-24. В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать довольно длительный период времени и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо‚ иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.
Противоборство может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным. /.../.
Итак, социальный конфликт -— это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности; интересы и ценности.
Необходимо иметь в виду, что понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект — это «активная сторона создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами.
Участник конфликта может сознательно, или не вполне сознавая цели и задачи противостояния, принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо его (участника)‚ воли вовлечённым в конфликт. Следовательно, субъект конфликта, вступая в противоборство, сознательно преследует и отстаивает свои цели и интересы. В ходе развития конфликта участники и субъекты могут менять свои статусы. Необходимо также различать прямых и косвенных участников конфликта. /.../ Косвенные участники могут:
• провоцировать конфликт и его развитию; _
• содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению
• поддерживать ту или иную сторону конфликта или обе стороны одновременно.
Косвенные участники конфликта составляют определённую часть окружающей социальной среды, в которой протекают конфликты. Поэтому социальная среда может выступать либо катализатором конфликта, либо сдерживающим или нейтральным фактором в его развитии.
| (Г; И. Козырев)
21.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22. Какое определение конфликта даёт автор? Почему, по его мнению, не следует отождествлять противоречия и конфликт? Найдите в тексте два объяснения.
23. В каких трёх качествах, по мнению автора, может выступать в конфликте социальная среда? Проиллюстрируйте каждое из них примером.
24. Автор считает, что косвенные участники конфликта составляют определённую часть окружающей социальной среды, в которой протекают конфликты. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) данное утверждение.
- Введение: субъективно-объективные противоречия и их связь с конфликтом
- Отличие противоречий от конфликта
- Причины конфликта: несовместимые интересы, потребности и ценности
- Противоборство: интенсивность и насильственность
- Определение социального конфликта: открытое противоборство между субъектами и участниками
- Различия между субъектом и участником конфликта
- Прямые и косвенные участники конфликта и их роль
- Социальная среда как катализатор, сдерживающий или нейтральный фактор в развитии конфликта
22. Автор определяет конфликт как открытое противоборство, столкновение между субъектами и участниками социального взаимодействия, вызванное несовместимыми потребностями, интересами и ценностями. Автор не считает противоречия и конфликт идентичными явлениями, так как противоречия могут существовать без перехода в конфликт и иметь продолжительный характер. Это объясняется тем, что не все противоречия вызывают конфликт и лишь те, которые связаны с несовместимыми интересами, потребностями и ценностями становятся основой для реального противоборства.
23. Автор указывает на три качества, которыми может выступать социальная среда в конфликте:
- Катализатор конфликта: социальная среда может провоцировать и усиливать конфликтные ситуации, способствуя его развитию. Например, в обществе, где существует социальное неравенство и отсутствие справедливости, конфликты между различными социальными группами могут быть более распространенными и интенсивными.
- Сдерживающий фактор: социальная среда может также содействовать уменьшению интенсивности конфликта или его полному прекращению. Например, наличие механизмов мирного разрешения конфликтов, таких как переговоры или судебные процессы, может помочь предотвратить насилие и найти компромиссные решения.
- Нейтральный фактор: социальная среда может оставаться нейтральной и не принимать сторону в конфликте. Например, общественные институты и организации могут оставаться непредвзятыми и сфокусироваться на сохранении порядка и способствовать разрешению конфликта в мирном режиме.
24. Для подтверждения утверждения автора использование текста и обществоведческих знаний можно привести следующие аргументы:
- Аргумент 1: В социальной среде существует множество факторов, которые могут быть связаны с возникновением и развитием конфликтов. Например, наличие социального неравенства, экономических противоречий или политических разногласий может способствовать возникновению и эскалации конфликтов.
- Аргумент 2: Косвенные участники конфликта, как часть социальной среды, могут как провоцировать и усиливать конфликты, так и помогать в их разрешении. Например, политические лидеры, СМИ, общественные организации и другие внешние силы могут влиять на ход конфликта и его разрешение, поддерживая одну из сторон или ставя перед конфликтом миролюбивые задачи. Это подтверждает, что социальная среда является важным фактором в процессе конфликта.