Прочитайте и проанализируйте текст. «Когда мы строили наше (советское. — Т. Н.) общество, то руководствовались идеями утопистов. Прочитайте Томаса Мора и других создателей идеальных картин коммунистического общества: у них самое главное положение — отсутствие семьи. По Кампанелле, дети не должны вообще знать своих родителей... Идеальная картина оказалась в таком вопиющем противоречии с естественной — не говорю о психологии — а с биологией живого существа, что из этой затеи ничего не получилось и ничего не могло получиться. Кивать на древнее общество, где вроде бы не было семьи, поскольку был групповой брак, нельзя. Если разобрать взаимоотношения в этом обществе, то увидим, что женской заботы дети и там не лишались, и прежде всего заботы собственной матери. Если уж отходить на многие тысячелетия назад, то надо вернуться и к тому уровню сознания, и к тому уровню хозяйствования — и избавиться заодно от всей культуры...» (Д. Балашов, писатель).
1)Приведите и раскройте причины, по которым нельзя сравнивать древнее общество и современное.
2)Подчеркните в тексте вывод, к которому приходит автор, проиллюстрируйте его примерами из истории.
- Различные исторические и социальные контексты: Древнее общество и современное общество значительно отличаются по своим технологическим, экономическим и политическим условиям развития. Такие факторы, как научные достижения, технологический прогресс, глобализация и изменения в социальных структурах делают невозможным прямое сравнение этих обществ.
- Разные системы ценностей и норм: Каждая эпоха имеет свои собственные нормы и ценности, которые ориентируют людей в повседневной жизни. Древнее общество и современное общество имеют различные представления об идеальной структуре семьи, роли и статусе мужчин и женщин, религиозных убеждениях, морали, правовой системе и т.д. Это означает, что любые сравнения между ними должны учитывать этот значимый культурный контекст.
- Разная степень развития: Современное общество в значительной степени отличается по уровню развития от древнего общества. Например, наличие передовых технологий и возможности дистанционного образования делает доступ к информации и новым знаниям гораздо проще. В то время как древние общества не имели таких возможностей и опиралась на другие способы передачи знаний.
2) Автор приходит к выводу, что идеальное коммунистическое общество, основанное на утопических идеях, несовместимо с естественными и биологическими потребностями людей. Он указывает на то, что отсутствие семьи и разделение детей от родителей противоречит естественному порядку. Для подтверждения своего вывода автор ссылается на древние общества, которые, хотя и не имели атомизированной семьи, все же курировали заботу о детях, особенно они указывает на заботу собственной матери.
В истории есть примеры, когда идеи утопистов о радикальном изменении общества не находили своего реализации. Например, коммунистические эксперименты в Советском Союзе и других странах показали, что попытка полностью изменисть общественные отношения и уничтожить институт семьи в идеологических целях приводит к нежелательным последствиям и социальному дисбалансу.
Также автор отмечает, что для реализации такой утопической идеи необходимо отказаться от всей культуры и вернуться на уровень сознания и хозяйствования древних обществ. Это связано с тем, что современное общество уже имеет сложные социальные структуры, законы, ценности и нормы, которые не могут быть просто отвергнуты или изменены, чтобы восстановить идеальную картину коммунистического общества.
Таким образом, автор приходит к выводу, что реализация идеи утопического общества с отсутствием семьи невозможна и несостоятельна, основываясь на анализе исторического опыта и социальной действительности.