Россия же этим принципом по существу не руководствуется до сегодняшнего дня. Это достаточно подробно иллюстрировалось выше на примере энергетической проблемы. Наряду с этим, экономические отношения со странами СНГ развиваются медленнее, чем со странами дальнего зарубежья.
Россия сохранила торгово-экономические отношения с Белоруссией, которая всегда рассматривалась Москвой в качестве ключевого звена, по сути, единого машиностроительного комплекса двух стран. В первой половине 90-х годов Белоруссия последовала примеру других постсоветских стран в поиске выгодных внешних партнеров. Однако ориентация преобладающей части готовой продукции отечественной промышленности на рынки России и других стран СНГ не позволила республике в одночасье изменить радикальным образом географическую структуру своей внешней торговли. Республика вынуждена по-прежнему сохранять привязанность к рынкам постсоветских стран. В 1999 г. объем ее внешней торговли с государствами СНГ составлял 62,9% в общем товарообороте. В то же время удельный вес стран Содружества во внешнеторговом обороте России в течение 90-х годов значительно понизился, остановившись в последние годы на уровне 21-22%.
2. Проблемы в экономических отношениях России со странами ближнего зарубежья в первые годы существования СНГ
2.1 Внешняя торговля России
Специфика экономических отношений между странами СНГ и Россией состояла в том, что само образование СНГ явилось одним из моментов в развитии кризиса, который привел в начале 90-х к распаду СССР и экономическому коллапсу практически на всей его территории.
Ниже мы рассмотрим экономические отношения внутри СНГ по состоянию на 1993 г., когда завершились наиболее острые конфликты на территории бывшего СССР и в существовании СНГ стала просматриваться определенная стабильность.
В первом квартале 1993 г. в странах СНГ продолжилось нарастание темпов спада производства и роста инфляции. И хотя снижение произведенного в 1992 г. национального дохода в отдельных государствах колебалось от 8,9 - в Узбекистане до 26.8% - в Кыргызстане, ни одному правительству остановить процесс экономической деградации не удалось. В целом общий объем промышленной продукции за год в сопоставимых ценах по Содружеству сократился на 20%. Вот как охарактеризовал состояние экономики Иван Коротченя, руководитель Рабочей группы СНГ, который заявил: "Согласно статистическим данным в минувшем году по таким важнейшим показателям, как произведенный национальный доход, производительность труда, страны СНГ скатились к уровню 1978 г., по объему промышленной продукции - к уровню 1980 г., по объему продукции сельского хозяйства - к уровню 1974 г., т.е. практически все основные экономические показатели в странах СНГ в 1992 г. по сравнению с 1989-1990 гг. упали в среднем на четверть".
На "общность" спада оказали большое влияние различия в характере и темпах экономических реформ в разных странах. Это при "прозрачности границ" и едином денежном обращении в рублевой зоне, отсутствии координации хозяйственной деятельности наносит ущерб финансам "соседей". Несбалансированность взаимных поставок, которая при едином союзном плане в явном виде не проявлялась, при суверенитете превратилась в несбалансированность международных расчетов стран СНГ.
Россия же этим принципом по существу не руководствуется до сегодняшнего дня. Это достаточно подробно иллюстрировалось выше на примере энергетической проблемы. Наряду с этим, экономические отношения со странами СНГ развиваются медленнее, чем со странами дальнего зарубежья.
Россия сохранила торгово-экономические отношения с Белоруссией, которая всегда рассматривалась Москвой в качестве ключевого звена, по сути, единого машиностроительного комплекса двух стран. В первой половине 90-х годов Белоруссия последовала примеру других постсоветских стран в поиске выгодных внешних партнеров. Однако ориентация преобладающей части готовой продукции отечественной промышленности на рынки России и других стран СНГ не позволила республике в одночасье изменить радикальным образом географическую структуру своей внешней торговли. Республика вынуждена по-прежнему сохранять привязанность к рынкам постсоветских стран. В 1999 г. объем ее внешней торговли с государствами СНГ составлял 62,9% в общем товарообороте. В то же время удельный вес стран Содружества во внешнеторговом обороте России в течение 90-х годов значительно понизился, остановившись в последние годы на уровне 21-22%.
2. Проблемы в экономических отношениях России со странами ближнего зарубежья в первые годы существования СНГ
2.1 Внешняя торговля России
Специфика экономических отношений между странами СНГ и Россией состояла в том, что само образование СНГ явилось одним из моментов в развитии кризиса, который привел в начале 90-х к распаду СССР и экономическому коллапсу практически на всей его территории.
Ниже мы рассмотрим экономические отношения внутри СНГ по состоянию на 1993 г., когда завершились наиболее острые конфликты на территории бывшего СССР и в существовании СНГ стала просматриваться определенная стабильность.
В первом квартале 1993 г. в странах СНГ продолжилось нарастание темпов спада производства и роста инфляции. И хотя снижение произведенного в 1992 г. национального дохода в отдельных государствах колебалось от 8,9 - в Узбекистане до 26.8% - в Кыргызстане, ни одному правительству остановить процесс экономической деградации не удалось. В целом общий объем промышленной продукции за год в сопоставимых ценах по Содружеству сократился на 20%. Вот как охарактеризовал состояние экономики Иван Коротченя, руководитель Рабочей группы СНГ, который заявил: "Согласно статистическим данным в минувшем году по таким важнейшим показателям, как произведенный национальный доход, производительность труда, страны СНГ скатились к уровню 1978 г., по объему промышленной продукции - к уровню 1980 г., по объему продукции сельского хозяйства - к уровню 1974 г., т.е. практически все основные экономические показатели в странах СНГ в 1992 г. по сравнению с 1989-1990 гг. упали в среднем на четверть".
На "общность" спада оказали большое влияние различия в характере и темпах экономических реформ в разных странах. Это при "прозрачности границ" и едином денежном обращении в рублевой зоне, отсутствии координации хозяйственной деятельности наносит ущерб финансам "соседей". Несбалансированность взаимных поставок, которая при едином союзном плане в явном виде не проявлялась, при суверенитете превратилась в несбалансированность международных расчетов стран СНГ.