Практическая работа №45
«Решение ситуационных задач Альтернативная стоимость»
Задание: Решите задачи
Задача №1.
Отказавшись от работы столяром с зарплатой 17 тыс. р. в год или учебы в колледже с годовой платой за обучение в размере 4 тыс. р., Петр поступил работать токарем за 14 тыс. р. в год. Одновременно Петр может заниматься только одним делом. Каковы альтернативная стоимость и упущенная выгода его решения в данном году? ( )
Задача№2.
Павлу предложили работать столяром с зарплатой, равной 12 тыс. р. в год, или работать водителем за 13 тыс. р. в год. Тем не менее, он поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 6 тыс. р. Какова упущенная выгода его решения на первом году обучения, если Павел имеет возможность в свободное от занятий в колледже время работать в магазине за 400 р. в месяц? ( )
Задача №3.
На путешествие самолетом из Москвы в Красноярск инженер тратит сутки с учетом сопутствующих затрат времени. Поездка в поезде займет 4 дня. Авиабилет стоит 1 тыс. р., а железнодорожный билет – 580 р. Сколько должен зарабатывать в будний день инженер (в воскресные дни он не работает), чтобы ему было все равно с чисто экономических позиций – лететь в будний день или ехать поездом 4 будних дня? ( )
Задача №4.
Бухгалтеру нужно покрасить свой дом. Для этого он может нанять начинающего маляра, который покрасит дом за 30 рабочих часов и за работу 1200 р. Жена предлагает нашему бухгалтеру покрасить дом самому. Мотивирует она это тем, что бухгалтер в молодости был неплохим маляром. Он затратит на покраску 20 ч. И сэкономит семье деньги. Бухгалтер завален работой и обычно зарабатывает 100 р. в час. Поэтому он отказывается сам красить дом, ссылаясь на экономическую целесообразность. Кто прав и почему? Какова цена правильного выбора? ( )
Задача №6.
Королевство Рубляндия производит два знаменитых продукта: масло (образ мирной продукции) и пушки (образ военной продукции) и имеет следующие возможности:
Масло Пушки
12 0
10 4
7 6
4 7
0 8
1. Постройте КПВ ( ).
2. Каково максимально возможное производство пушек? ( )
3. Сколько может быть произведено пушек при производстве 7 тыс. т масла? ( )
4. Найти альтернативную стоимость увеличения
Для решения данной задачи нам необходимо посчитать альтернативную стоимость и упущенную выгоду выбора Петра.
Альтернативная стоимость - это стоимость отказа от одной альтернативы в пользу другой. В данной задаче у Петра были две альтернативы: работа столяром и учеба в колледже. Он отказался от начальной работы столяром, получая за неё зарплату в размере 17 тыс. р. в год, и выбрал работу токарем за 14 тыс. р. в год.
Альтернативная стоимость выбора работы токарем будет равна зарплате, которую Петр мог бы получать, работая столяром, то есть 17 тыс. р. в год.
Упущенная выгода - это потенциальная выгода, которую можно было получить, отказавшись от текущего выбора. В данной задаче упущенная выгода будет равна разнице между зарплатой, которую Петр мог бы получать, работая столяром (17 тыс. р. в год), и зарплатой, которую он реально получает, работая токарем (14 тыс. р. в год). То есть, 17 тыс. р. - 14 тыс. р. = 3 тыс. р.
Итак, альтернативная стоимость выбора работы токарем для Петра составляет 17 тыс. р. в год, а упущенная выгода его решения - 3 тыс. р. в год.
Задача №2:
В этой задаче нам нужно посчитать упущенную выгоду выбора Павла.
Упущенная выгода - это потенциальная выгода, которую можно было получить, отказавшись от текущего выбора. В данной задаче Павел выбрал учебу в колледже с годовой платой за обучение в размере 6 тыс. р., вместо работы столяром с зарплатой 12 тыс. р. в год или работой водителем с зарплатой 13 тыс. р. в год.
Однако, у Павла есть возможность работать в магазине в свободное от занятий в колледже время за 400 р. в месяц, что составляет 400 р. * 12 месяцев = 4800 р. в год.
Таким образом, упущенная выгода выбора учебы в колледже будет равна разнице между зарплатой, которую Павел мог бы получать, работая столяром (12 тыс. р. в год), и зарплатой с учётом работы в свободное время (12 тыс. р. - 4800 р. = 7200 р. в год) или разнице между зарплатой, которую Павел мог бы получать, работая водителем (13 тыс. р. в год), и зарплатой с учётом работы в свободное время (13 тыс. р. - 4800 р. = 8200 р. в год).
Итак, упущенная выгода выбора учебы в колледже для Павла составляет 7200 р. в год (если он работал бы столяром) или 8200 р. в год (если он работал бы водителем).
Задача №3:
Для решения этой задачи нам нужно выяснить при какой зарплате в будний день инженеру будет всё равно лететь в будний день или ехать поездом 4 будних дня.
С учётом сопутствующих затрат времени на путешествие самолетом из Москвы в Красноярск инженер тратит 1 день, а поездка в поезде займет 4 дня.
Авиабилет стоит 1 тыс. р., а железнодорожный билет - 580 р.
Если инженер решит лететь самолетом, то он потратит 1 тыс. р., но работать в этот день не сможет. Если же он выберет поездку на поезде, то потратит 580 р., но сможет работать 4 будних дня.
Таким образом, чтобы инженеру было все равно с чисто экономических позиций – лететь в будний день или ехать поездом 4 будних дня, его зарплата в будний день должна быть равна разнице в стоимости двух способов путешествия: 1 тыс. р. - 580 р. = 420 р.
Итак, инженеру нужно зарабатывать 420 р. в будний день, чтобы ему было все равно лететь в будний день или ехать поездом 4 будних дня.
Задача №4:
В этой задаче нужно определить, кто из двух прав - бухгалтер или его жена - и почему, а также найти цену правильного выбора.
Если бухгалтер наполнен работой и обычно зарабатывает 100 р. в час, а на покраску дома сам потратит 20 часов, то затраты бухгалтера на работу составят 100 р./ч * 20 ч. = 2000 р.
Начинающий маляр может покрасить дом за 30 часов за 1200 р.
Следовательно, если бухгалтер сам выполнит работу, то он сэкономит 2000 р. - 1200 р. = 800 р.
Таким образом, бухгалтер прав, так как экономически выгоднее нанять начинающего маляра, который покрасит дом за 1200 р., чем самому затратить 20 часов работы, потеряв заработок в размере 2000 р.
Цена правильного выбора составляет 800 р. - это экономия бухгалтера при найме начинающего маляра.
Задача №6:
Задача о построении КПВ подразумевает нахождение оптимального сочетания производства двух продуктов, учитывая их ограничения. В данной задаче эти ограничения указаны в таблице:
Масло Пушки
12 0
10 4
7 6
4 7
0 8
КПВ (комбинация производства продукции) можно построить, рассматривая все возможные комбинации производства продуктов. По оси абсцисс откладывается количество произведенного масла, а по оси ординат - количество произведенных пушек.
Построим график с учетом данных из таблицы: