Политическая система общества - это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, осуществляющих власть, взаимоотношения между социальными группами и индивидами. Необходимо отметить, что нормы и ценности определяются интересами доминирующих в обществе социальных групп. Так после крушения коммунистического режима в странах Восточной Европы, произошла коренная смена политической системы в этих государствах.
Полное преобразование одной системы в другую называется трансформацией, а процесс реформирования охваченной кризисом системы с целью при к новой политической ситуации называется системным изменением.
В начале 1990-х гг. в России в качестве приоритетных были определены демократические нормы и ценности. Это предопределило характер системных изменений, которые завершились трансформацией политической системы.
В качестве основополагающих структурных компонентов политической системы, которые еще называют подсистемами, обычно выделяют три: институциональный (совокупность институтов, участвующих в борьбе за власть и принцип их формирования); нормативный (устоявшийся в обществе тип принятия решений, контроля за их выполнением и нормы политической этики); информационный (связь между институтами политической системы). Важнейшей характеристикой политической системы является также политический режим. Некоторые исследователи (Р.Т.Мухаев) выделяют его в качестве функциональной подсистемы или структуры.
В качестве основных функций политической системы Г.Алмонд и Дж.Пауэлл выделили следующие:
функция политической социализации, т.е. процесса приобретения человеком политических знаний и ценностей, верований, ощущений, присущих обществу, в котором он живет;
функция адаптации к внешней и внутренней среде;
функция реагирования, с которой политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы;
экстракционная функция, с которой черпаются ресурсы из внутренней или внешней среды;
дистрибутивная функция, необходимая для согласования интересов различных групп внутри общества, содержание которой составляет распределение благ, услуг и статусов;
регулирующая функция, реализуемая через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют люди и их группы, а также путем применения наказания в отношении нарушителей правил.[1]
Правовой основой политической системы демократического государства является Конституция, которая определяет политическое устройство, характер взаимоотношений общества и органов государственной власти, права и свободы человека, порядок и принципы образования органов власти. Современная политическая система России определена Конституцией, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.
7.2. Общая характеристика политической системы СССР и РСФСР
Чтобы адекватно воспринимать изменения, происходящие в политической системе российского общества, необходимо знать, что послужило основой для построения современной политической системы.
В октябре 1917 года Временное правительство в результате вооруженного восстания было низложено и в очередной раз в России встал во о создании новой системы высших органов государственной власти. Решение этого во взял на себя II Всероссийский съезд Советов, собравшийся в Петрограде 25-26 октября 1917 года. Первым актом, принятым съездом, был Декрет «Об учреждении Совета народных комиссаров», как высшего органа исполнительной власти до созыва Учредительного собрания.
В ходе выборов в Учредительное собрание за большевиков проголосовало лишь 25% избирателей. Даже в союзе с представителями единственной поддерживающей их партии - левых эсеров, они не могли образовать правящего большинства (из присутствовавших на заседании они вместе составляли 38,5%)[2]. Предложение, внесенное на утверждение Учредительного собрания большевиками, объявить Россию республикой Советов, вся власть в которой в центре и на местах принадлежит Советам, не получило поддержки. После продолжительных дебатов было принято предложение социалистов-революционеров провозгласить государство Российской демократической федеративной республикой.
Решение, принятое Учредительным собранием, не устраивало большевиков, и Декретом ВЦИК от 7 (20) января 1918 года оно было распущено.
В связи с тем, что надежды большевиков на легитимацию политического режима с Учредительного собрания не оправдались, встал во о придании ему законности иным что было сделано путем принятия 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов первой советской Конституции.
Высшей властью в РСФСР объявлялся Всероссийский съезд Советов. Он формировался путем многоступенчатых выборов из числа представителей местных съездов Советов. Норма представительства не была равной: представители городских Советов избирались по норме 1 депутат на 25 тыс. избирателей, а представители губернских Советов - по норме 1 депутат на 125
7.1. Понятие политической системы
Политическая система общества - это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, осуществляющих власть, взаимоотношения между социальными группами и индивидами. Необходимо отметить, что нормы и ценности определяются интересами доминирующих в обществе социальных групп. Так после крушения коммунистического режима в странах Восточной Европы, произошла коренная смена политической системы в этих государствах.
Полное преобразование одной системы в другую называется трансформацией, а процесс реформирования охваченной кризисом системы с целью при к новой политической ситуации называется системным изменением.
В начале 1990-х гг. в России в качестве приоритетных были определены демократические нормы и ценности. Это предопределило характер системных изменений, которые завершились трансформацией политической системы.
В качестве основополагающих структурных компонентов политической системы, которые еще называют подсистемами, обычно выделяют три: институциональный (совокупность институтов, участвующих в борьбе за власть и принцип их формирования); нормативный (устоявшийся в обществе тип принятия решений, контроля за их выполнением и нормы политической этики); информационный (связь между институтами политической системы). Важнейшей характеристикой политической системы является также политический режим. Некоторые исследователи (Р.Т.Мухаев) выделяют его в качестве функциональной подсистемы или структуры.
В качестве основных функций политической системы Г.Алмонд и Дж.Пауэлл выделили следующие:
функция политической социализации, т.е. процесса приобретения человеком политических знаний и ценностей, верований, ощущений, присущих обществу, в котором он живет;
функция адаптации к внешней и внутренней среде;
функция реагирования, с которой политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы;
экстракционная функция, с которой черпаются ресурсы из внутренней или внешней среды;
дистрибутивная функция, необходимая для согласования интересов различных групп внутри общества, содержание которой составляет распределение благ, услуг и статусов;
регулирующая функция, реализуемая через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют люди и их группы, а также путем применения наказания в отношении нарушителей правил.[1]
Правовой основой политической системы демократического государства является Конституция, которая определяет политическое устройство, характер взаимоотношений общества и органов государственной власти, права и свободы человека, порядок и принципы образования органов власти. Современная политическая система России определена Конституцией, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.
7.2. Общая характеристика политической системы СССР и РСФСР
Чтобы адекватно воспринимать изменения, происходящие в политической системе российского общества, необходимо знать, что послужило основой для построения современной политической системы.
В октябре 1917 года Временное правительство в результате вооруженного восстания было низложено и в очередной раз в России встал во о создании новой системы высших органов государственной власти. Решение этого во взял на себя II Всероссийский съезд Советов, собравшийся в Петрограде 25-26 октября 1917 года. Первым актом, принятым съездом, был Декрет «Об учреждении Совета народных комиссаров», как высшего органа исполнительной власти до созыва Учредительного собрания.
В ходе выборов в Учредительное собрание за большевиков проголосовало лишь 25% избирателей. Даже в союзе с представителями единственной поддерживающей их партии - левых эсеров, они не могли образовать правящего большинства (из присутствовавших на заседании они вместе составляли 38,5%)[2]. Предложение, внесенное на утверждение Учредительного собрания большевиками, объявить Россию республикой Советов, вся власть в которой в центре и на местах принадлежит Советам, не получило поддержки. После продолжительных дебатов было принято предложение социалистов-революционеров провозгласить государство Российской демократической федеративной республикой.
Решение, принятое Учредительным собранием, не устраивало большевиков, и Декретом ВЦИК от 7 (20) января 1918 года оно было распущено.
В связи с тем, что надежды большевиков на легитимацию политического режима с Учредительного собрания не оправдались, встал во о придании ему законности иным что было сделано путем принятия 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов первой советской Конституции.
Высшей властью в РСФСР объявлялся Всероссийский съезд Советов. Он формировался путем многоступенчатых выборов из числа представителей местных съездов Советов. Норма представительства не была равной: представители городских Советов избирались по норме 1 депутат на 25 тыс. избирателей, а представители губернских Советов - по норме 1 депутат на 125