Ограниченность дохода и проблема выбора
Степень удовлетворения потребностей человека зависит от размера того дохода, который он получает. Но никто не может заработать столько денег, сколько ему захочется. Поэтому доход любого человека, любой семьи ограничен.
Ограниченность дохода означает, что все без исключения каждодневно решают важную практическую проблему: на что истратить заработанные деньги? Например, члены российской семьи со средним доходом должны решить, какая часть их дохода может быть израсходована на мясо, какая - на масло, какая - на книги и т. д. Они могут хорошо питаться и пополнять свою библиотеку новинками художественной литературы, но тогда им придётся отказаться от покупки модной одежды. Для «нового русского» нет во о том, купить ли деликатесы или французский коньяк многолетней выдержки, - и то и другое ему вполне доступно. Но ему приходится выбирать, приобрести ли виллу в Италии на берегу Адриатики или в США близ Сан-Франциско, так как купить обе виллы ему не по карману.
Аналогичный выбор приходится делать руководителям или финансовым менеджерам различных фирм. Имеющиеся в их распоряжении денежные капиталы могут быть очень велики, но в любом случае они ограниченны. Поэтому они вынуждены решать, вложить ли средства в новое оборудование, или купить завод, поставляющий им вс материалы (например, тару), или построить собственный цех по производству тары.
Перед необходимостью выбора стоит и правительство любой страны. Получая в своё распоряжение известную сумму доходов, главным образом в виде налоговых поступлений, оно должно решать, какую часть этих доходов следует выделить на развитие образования, науки и культуры, какую - на охрану окружающей среды, какую - на оборону страны и т. д.
(С.И. Иванов)
1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Что, по мнению автора, означает «ограниченность дохода»? Найдите в тексте и выпишите два примера решения этой проблемы для разных категорий людей.
3. Используя текст, укажите направления возможного выбора правительства по расходованию бюджетных денежных средств, о которых говорится в тексте, и проиллюстрируйте два из них примером.
4.Автор считает, что «новым русским» тоже приходится решать практическую проблему: на что истратить заработанные деньги. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) данное утверждение.
1. Введение
2. Ограниченность дохода
3. Основные смысловые фрагменты
4. Решение проблемы выбора для разных категорий людей
5. Направления возможного выбора правительства по расходованию бюджетных денежных средств
6. Примеры выбора правительства из текста
7. Отношение «новых русских» к практической проблеме выбора
8. Подтверждение утверждения автора
1. Введение:
Автор говорит о том, что размер дохода ограничен, и каждый человек или семья ежедневно сталкивается с проблемой выбора, на что истратить заработанные деньги.
2. Ограниченность дохода:
Ограниченность дохода означает, что количество денег, которое человек зарабатывает, ограничено. Никто не может заработать столько денег, сколько он хочет.
3. Основные смысловые фрагменты:
- Доход человека влияет на его удовлетворение потребностей.
- Решение, на что истратить заработанные деньги, является постоянной проблемой.
- Семьи среднего достатка должны выбирать, сколько денег потратить на разные вещи, такие как мясо, масло и книги.
- Богатым людям также приходится выбирать, например, приобрести ли виллу в Италии или США.
- Руководители фирм должны решить, вложить ли средства в новое оборудование или построить цех.
- Правительство также должно выбирать, на что именно расходовать бюджетные средства, например, на развитие образования или оборону.
4. Решение проблемы выбора для разных категорий людей:
- Семьи со средним достатком могут выбрать, например, потратить больше денег на питание и книги, но отказаться от покупки модной одежды.
- Богатые люди могут выбрать, купить ли виллу в Италии или в США, так как оба варианта недоступны из-за ограничения дохода.
5. Направления возможного выбора правительства по расходованию бюджетных денежных средств:
- Развитие образования, науки и культуры.
- Охрана окружающей среды.
- Оборона страны.
6. Примеры выбора правительства из текста:
- Правительство может выделить часть доходов на развитие образования, строительство новых школ и научных исследований.
- Оно также может расходовать деньги на охрану окружающей среды, например, на программы по уменьшению выбросов и рекультивацию земель.
7. Отношение «новых русских» к практической проблеме выбора:
- Автор говорит, что и у "новых русских" также есть практическая проблема выбора на что потратить заработанные деньги.
- Например, они могут решить потратить деньги на деликатесы или на французский коньяк, но не могут позволить себе оба варианта одновременно.
8. Подтверждение утверждения автора:
- Аргумент 1: Ограниченность дохода присутствует во всех обществах и среди всех категорий людей, даже у "новых русских".
- Аргумент 2: Более обществоведческий аргумент состоит в том, что в любой экономической системе есть ограниченность ресурсов и неограниченные человеческие потребности, поэтому выбор всегда присутствует в распределении ограниченных ресурсов.
Таким образом, ограниченность дохода является фундаментальной проблемой, с которой сталкиваются все люди, семьи, руководители фирм и даже правительства. Каждый из них вынужден совершать выборы в расходовании ограниченных ресурсов в зависимости от своих потребностей и возможностей.