Процесс взаимодействий и взаимоотношений субъектов (людей) рассматривается как общение. В зависимости от предмета общения, общение может быть:
- бытовым и деловым;
- специфично – профессиональным и общенаучным;
- социально – политическим и информационно – коммуникативным.
Деловое общение- есть передача мыслей, эмоций или отношений одного или нескольких человек другому или другим людям. Некоторые принципы общенияпредусматривают, что:
- должна существовать линия общения;
- в конце каждой линии должны находиться лица пользоваться ею;
- должны быть некоторые средства, подтверждающие использование линии;
- должно быть достаточное побуждение к использованию линий общения;
- должна быть выбрана правильная форма общения (устная, письменная, диаграммная или рисуночная).
Процесс общения включают в себя: Намерение – Внимание – Восприятие – Запоминание – Участие.
1. Намерение(анализ) отвечает на вопросы: что, кто, почему, когда.
2. Внимание. Общение должно воздействовать на различные чувства. Привлечение внимания вначале осуществляется при ответе на вопросы: что важно для получающего лица? Какая форма общения наилучшим образом привлечет внимания?
3. Восприятие. Информация должна быть правильно воспринята реципиентом. Общение должно происходить с понятий, доступных пониманию.
4. Запоминание. Необходимо учитывать, что:
- сознание предпочитает позитивные данные;
- сознание стремиться понять, принять и сохранить:
- простое – более чем сложное;
- логичное – более чем бессистемное;
- известное – более чем неизвестное;
- конкретное - более чем абстрактное и т.д.
5. Участие (обратная связь)должна поощряться отправителем информации на каждой стадии общения. Обратная связь выражается в словах (произнесенных ими написанных), действиях, поведении и подтверждает, что реципиент получил и понял послание.
Часто общение и коммуникации рассматриваются как синонимы. Схема общения может быть представлена в виде К Р, где К – коммуникатор ( кто отправляет информацию); Р – реципиент ( кто получает ее). Если процесс коммуникации выступает в виде процесса передачи навыков, умений, знаний, информации, то преобладающими в этом процессе будут доказательный, иллюстративный и аргументирующий аспекты. В этом случае коммуникатор называется аргументатором, а реципиент - адресатом. Процесс коммуникации в этом случае будет являться лекцией, семинаром, наставлением. Процесс коммуникации может приобретать конфликтную форму и реализовываться в конфронтации, противоборстве. В том случае коммуникатор называется оппонентом, а реципиент – пропонентом. Процесс коммуникации характеризуется тем, что в ответ на каждое сообщение пропонента оппонент выдвигает свой контртезис, контраргумент. Конфликтная коммуникация реализуется в разных формах.
Спорквалифицируется как процедура, в которой один доказывает, что какая – то мысль верна, а другой доказывает, что она ошибочна. В споре идет обмен мнениями, в котором оппонент борется за отстаивание своего мнения и опровергает тезис пропонента. В споре главной целью является не доказательство истинности положения, а утверждение собственного мнения, своей точки зрения по спорному вопросу. Спор ведется не организованно и не упорядоченно.
Дискуссия, в отличие от спора, не ведет к конфронтации, не разъединяет, а объединяет. Признаки дискуссии связаны с организованностью, упорядоченностью, коллективной деятельностью по выяснению истинности спорных положений. Дискуссия тяготеет к компромиссу, к подведению тезиса под общее основание. Идет уточнение терминологии, обобщение методов и методик и формируются общие позиции.
Полемика- это такой вид обсуждения, который характеризуется непримиримостью оснований мнений. В ходе полемики развивается представление о предмете обсуждения, хотя компромисс не достигается. Чаще всего полемика применяется при решении вопросов социально – политической значимости.
Диспут – это всегда публичный спор. Предметом диспута может быть научно или общественно значимая проблема. По организационной структуре диспут характеризуется как широко варьируемая форма обсуждения. Это может быть публичная защита тезисов, обсуждение и защита социальных объектов, защита диссертации и т.д. Диспут не только проясняет основание, но и утверждает позиции спорящих.
Дебаты и прения предназначены для обмена мнениями в публичной форме по поводу положений или тезисов, высказываемых в речи или докладе. Цель – выяснить отношение участников обсуждения к рассматриваемой проблеме. Кроме речевого общения бывает:
- письменное общение;
- слушание;
- чтение;
- непротокольное поведение (отношение, тон голоса, восклицания, молчание).
Существует язык знаков (дорожных), язык действий (бег), язык предметов (одежда), язык слов, жестов и т.д.
- бытовым и деловым;
- специфично – профессиональным и общенаучным;
- социально – политическим и информационно – коммуникативным.
Деловое общение- есть передача мыслей, эмоций или отношений одного или нескольких человек другому или другим людям. Некоторые принципы общенияпредусматривают, что:
- должна существовать линия общения;
- в конце каждой линии должны находиться лица пользоваться ею;
- должны быть некоторые средства, подтверждающие использование линии;
- должно быть достаточное побуждение к использованию линий общения;
- должна быть выбрана правильная форма общения (устная, письменная, диаграммная или рисуночная).
Процесс общения включают в себя: Намерение – Внимание – Восприятие – Запоминание – Участие.
1. Намерение(анализ) отвечает на вопросы: что, кто, почему, когда.
2. Внимание. Общение должно воздействовать на различные чувства. Привлечение внимания вначале осуществляется при ответе на вопросы: что важно для получающего лица? Какая форма общения наилучшим образом привлечет внимания?
3. Восприятие. Информация должна быть правильно воспринята реципиентом. Общение должно происходить с понятий, доступных пониманию.
4. Запоминание. Необходимо учитывать, что:
- сознание предпочитает позитивные данные;
- сознание стремиться понять, принять и сохранить:
- простое – более чем сложное;
- логичное – более чем бессистемное;
- известное – более чем неизвестное;
- конкретное - более чем абстрактное и т.д.
5. Участие (обратная связь)должна поощряться отправителем информации на каждой стадии общения. Обратная связь выражается в словах (произнесенных ими написанных), действиях, поведении и подтверждает, что реципиент получил и понял послание.
Часто общение и коммуникации рассматриваются как синонимы. Схема общения может быть представлена в виде К Р, где К – коммуникатор ( кто отправляет информацию); Р – реципиент ( кто получает ее). Если процесс коммуникации выступает в виде процесса передачи навыков, умений, знаний, информации, то преобладающими в этом процессе будут доказательный, иллюстративный и аргументирующий аспекты. В этом случае коммуникатор называется аргументатором, а реципиент - адресатом. Процесс коммуникации в этом случае будет являться лекцией, семинаром, наставлением. Процесс коммуникации может приобретать конфликтную форму и реализовываться в конфронтации, противоборстве. В том случае коммуникатор называется оппонентом, а реципиент – пропонентом. Процесс коммуникации характеризуется тем, что в ответ на каждое сообщение пропонента оппонент выдвигает свой контртезис, контраргумент. Конфликтная коммуникация реализуется в разных формах.
Спорквалифицируется как процедура, в которой один доказывает, что какая – то мысль верна, а другой доказывает, что она ошибочна. В споре идет обмен мнениями, в котором оппонент борется за отстаивание своего мнения и опровергает тезис пропонента. В споре главной целью является не доказательство истинности положения, а утверждение собственного мнения, своей точки зрения по спорному вопросу. Спор ведется не организованно и не упорядоченно.
Дискуссия, в отличие от спора, не ведет к конфронтации, не разъединяет, а объединяет. Признаки дискуссии связаны с организованностью, упорядоченностью, коллективной деятельностью по выяснению истинности спорных положений. Дискуссия тяготеет к компромиссу, к подведению тезиса под общее основание. Идет уточнение терминологии, обобщение методов и методик и формируются общие позиции.
Полемика- это такой вид обсуждения, который характеризуется непримиримостью оснований мнений. В ходе полемики развивается представление о предмете обсуждения, хотя компромисс не достигается. Чаще всего полемика применяется при решении вопросов социально – политической значимости.
Диспут – это всегда публичный спор. Предметом диспута может быть научно или общественно значимая проблема. По организационной структуре диспут характеризуется как широко варьируемая форма обсуждения. Это может быть публичная защита тезисов, обсуждение и защита социальных объектов, защита диссертации и т.д. Диспут не только проясняет основание, но и утверждает позиции спорящих.
Дебаты и прения предназначены для обмена мнениями в публичной форме по поводу положений или тезисов, высказываемых в речи или докладе. Цель – выяснить отношение участников обсуждения к рассматриваемой проблеме. Кроме речевого общения бывает:
- письменное общение;
- слушание;
- чтение;
- непротокольное поведение (отношение, тон голоса, восклицания, молчание).
Существует язык знаков (дорожных), язык действий (бег), язык предметов (одежда), язык слов, жестов и т.д.