Обобщение 2. По разделу «Деятельность, общение, взаимодействие» 1.Каждая группа (сообщество) определяет, какое поведение считать уместным, а какое нет. Поэтому если человек ориентирован на общение с представителями той или иной группы, то ему необходимо адекватно оценивать ситуацию общения и придерживаться речевых и поведенческих норм данной группы. Необходимо ли следовать данной поведенческой установке в группе, где принята травля? Обоснуйте собственную точку зрения.
2. Докажите или опровергните следующие суждения:
Межличностное общение является важной составляющей формирования самооценки личности.
Прямолинейность и критика не всегда хороши в общении
3.Приведите не менее трёх аргументов, почему необходимо различать ситуации конфликта и травли (буллинга).
4.Придумайте сценарии коротких сценок для иллюстрации различных видов и уровней межличностных отношений (дружба, приятельство, деловые отношения, неформальные отношения).
2. Межличностное общение является важной составляющей формирования самооценки личности. Данное утверждение можно доказать следующими аргументами:
- Взаимодействие с другими людьми позволяет нам узнавать о нашей ценности и самооценке через отклики и реакции окружающих на наше поведение и высказывания.
- Позитивное межличностное общение, основанное на уважении, поддержке и понимании, способствует развитию уверенности в себе и формированию позитивной самооценки.
- Частое негативное межличностное общение, такое как критика или издевательства, может привести к низкой самооценке, негативному отношению к себе и возникновению комплексов.
Прямолинейность и критика не всегда хороши в общении. Это утверждение можно подкрепить следующими аргументами:
- Прямолинейность может быть воспринята как грубость или неприятность, особенно если не учитывать эмоциональное состояние или чувства собеседника. Вежливый и тактичный подход в общении позволяет избегать конфликтов и сохранять хорошие отношения.
- Критика, особенно негативная, может привести к усугублению проблемы, вызвать чувства обиды и неприязни. Построительная критика, сопровождаемая конструктивными советами, может быть полезной, но важно уметь выразить ее таким образом, чтобы не уязвить другого человека.
3. Необходимо различать ситуации конфликта и травли (буллинга) по нескольким причинам:
- Конфликты возникают из-за различий в интересах, мнениях и целях, и могут быть разрешены путем диалога и компромиссов. Травля, с другой стороны, является систематическим и намеренным унижением и насилием над другими людьми, и требует серьезного вмешательства взрослых.
- Конфликты могут возникать на различных уровнях - между физическими лицами, внутри группы или сообщества, на межгрупповом уровне. Травля обычно происходит с одной стороны, и жертва не имеет возможности защитить себя.
- Конфликты могут быть временными и проводиться между разными людьми в различных комбинациях. Травля, напротив, является систематической и длительной формой насилия, где жертва постоянно подвергается унижению и издевательствам.
4. Сценарии коротких сценок для иллюстрации различных видов и уровней межличностных отношений:
- Дружба: Лиза и Аня дружат уже долгое время. Они всегда поддерживают друг друга, помогают в трудных ситуациях и проводят много времени вместе. Они разделяют свои радости и горести, и всегда быть рядом, когда одна из них нуждается в поддержке.
- Приятельство: Вика и Макс - одноклассники, которые хорошо уживаются в школе. Они часто веселятся вместе и проводят время после уроков. Они доверяют друг другу и делятся своими тайнами и проблемами.
- Деловые отношения: Андрей и Ксюша работают вместе над проектом в классе. Они хорошо сотрудничают, делятся идеями и берут на себя разные задачи. Они уважают друг друга и коммуницируют в профессиональной и эффективной манере.
- Неформальные отношения: Дима и Саша - соседи, которые часто проводят время вместе. Они играют вместе во дворе, ходят вместе в кино и общаются в интернете. Они неизменно поддерживают друг друга и наслаждаются своим временем вместе.