Нужно составить один вопрос, который будет затрагивать весь текст. I. […]Хорошими являются только те законы, которые соответствуют природе общественного человека и обязывают его выполнять свой долг по отношению ко всем другим членам общества; нравственность — это осознание указанных обязанностей; добродетель состоит в том, чтобы приносить пользу обществу; общество должно обеспечить благосостояние тем, кто ему полезен; оказываемая им и доставляемые им преимущества — основа его власти над гражданами; никакая власть не может быть справедливой, если целью ее не является благо людей.
II. Править людьми — значит осуществлять по отношению к ним власть, принадлежащую обществу, с тем чтобы заставить их жить согласно его целям. Правительство действует от имени общества, от которого оно получило власть, или силу принуждать всех членов общественного союза выполнять их общественные обязанности и подчиняться законам, которые представляют собой лишь выражение общей воли. Отсюда следует, что правительство является общественной силой, предназначенной подавлять страсти индивидов, если они противоречат благу общества, и заставлять людей выполнять взаимные обязательства, взятые ими на себя при заключении общественного договора. Одним словом, правительство существует для того, чтобы заставить людей, живущих в обществе, выполнять обязанности, предписываемые моралью. Каждая из форм правления обладает как преимуществами, так и недостатками. Всякая форма правления является хорошей, если правительство точно и последовательно выполняет обязательства общества по отношению к его членам и обязывает последних сообразовываться с целями общества.
III. Государи являются уполномоченными общества, избравшего и утвердившего их для того, чтобы с их осуществлять власть над гражданами; подчиняться государю, который правит в соответствии с убеждениями и целями объединения,— значит подчиняться обществу, от которого исходит суверенная власть. Таким образом, права государя — это права, которые пожелала ему доверить нация; его власть основана на власти нации; причиной оказываемого ему подданными послушания и мерой этого послушания является благо, которое его власть обеспечивает нации, никогда не дающей согласие на то, что нарушает ее благополучие. Справедливость — основная добродетель государя; он не может уклоняться от нее, не подвергаясь опасности.
IV. Государь подчинен законам, являющимся выражением воли всего общества; граждане же подчинены государю, поскольку его повеления соответствуют общему благу. Нет таких групп граждан, интересы которых можно обособить от интересов общества, обеспечивающего преимущества для всех и в силу этого имеющего право подчинять всех общественной власти. Каждый класс по-своему должен общему благу. Разногласия, разобщение интересов граждан — вот подлинный источник слабости наций и злоупотреблений, от которых они страдают.
VI. Свобода является неотъемлемым правом всякой нации и всякого общества, ввиду того что она существенно необходима для сохранения и процветания общественных союзов. Быть свободным — значит выполнять только законы, направленные на обеспечение блага общества и одобренные им. Своеволие так же чуждо общественному благу, как деспотизм или тирания. Свобода невозможна там, где нет добродетели; в свою очередь патриотизм, величие души, честь, любовь к общественному благу могут существовать лишь у наций, пользующихся подлинной свободой.