Нужно! процесс и его участники. одна из великих загадок существования человечества — смысл и движущие силы процесса (движения народов и государств во времени, пространстве, в системе материальных и духовных координат). если проанализировать то, что наработала за века своего существования наука, то окажется, что процесс в ее интерпретации — это длинная цепь различных конфликтов, столкновений потребностей, интересов, притязаний, самолюбий, хитромудрых замыслов и неосмотрительных их реализации. недаром философ н. бердяев утверждал, что « возможна только тогда, когда только возможно восприятие , если мировой процесс воспринимается как процесс катастрофический». долгие века причудливо кроила и лицевала как катастрофический процесс политическую карту мира, состав народов, поднимая на гребень могущества и благополучия одни народы и низвергая в пучину нищеты, рабства и на грани небытия другие. что касается логики процесса и его участников, то отношение к этому вопросу всегда зависело от мировоззренческих, идеологических позиций тех, кто высказывался по нему. наиболее изящное объяснение смысла процесса содержится в религиозных учениях: — это результат промышления божьего (или его попущения). по теории марксизма, процесс трактуется как строго последовательное и неуклонное чередование социально- формаций: рабовладельческий строй сменялся феодальным, на смену феодализму шел капитализм, а этот последний эксплуататорский строй в результате обострения классовой борьбы неизбежно должен был заменен на строй социалистический, а потом и коммунистический. согласно этим , вершилась под воздействием процессов, а ведущим участником процесса были народные массы под руководством прогрессивной политической партии. некоторую роль играли и отдельные личности (вроде вождей левого движения). но их значение в преобразованиях не следовало преувеличивать. представители иных течений социально-политической мысли также признавали существенную роль народных масс как движителей процесса, но при этом активнее отстаивали ведущую роль в нем личностей, таких, как александр македонский, юлий цезарь, оливер кромвель, мартин лютер, петр i, наполеон бонапарт, авраам линкольн, владимир ленин, мао цзэдун и др. близко к этой точке зрения стоит концепция решающего значения для судеб стран и народов их элит — культурных, , научных и т. д. эта концепция исходит из принципа изначального неравенства людей по национальным, расовым, классовым, социальным признакам и рассматривает процесс как результат деятельности высших каст, которым подчиняется все остальное население. до последнего времени большинство мыслителей в области склонялись к тому, что процесс непредсказуем, как правило, осуществляется спонтанно и от можно ждать всего, чего угодно. вообще в (даже новой и новейшей, не говоря уже о более древних временах) при ретроспективном ее рассмотрении легко обнаружить массу, казалось бы, совершенно случайных обстоятельств, к весьма серьезным, последствиям. опоздание груши в финале битвы при ватерлоо (после чего наполеон окончательно сошел с арены), убийство александра ii, уже подготовившего конституционную реформу, и т. д. определенную популярность приобрела концепция развития, в основе которой лежит «принцип маятника». в соответствии с этим принципом, периоды революций, резких скачков, коллизий, ломок в процессе обязательно сменяются временем умиротворения, стабильности, даже иногда частичного возврата к дореволюционным) порядкам. примеров масса: после французской революции — империя наполеона и умиротворяющая реставрация монархии; после свержения монархии и гражданской войны в испании — умиротворяющая диктатура франко и восстановление монархии; после двух революций 1917 года, покончивших с монархией и буржуазными порядками, гражданской войны в россии — полумонархическая диктатура сталина, умиротворяющий «застой» и, наконец, с 1992 года — возврат к буржуазной (частнособственнической) модели организации , политической и общественной жизни.
исторический процесс в ее интерпретации — это длинная цепь различных конфликтов, столкновений потребностей, интересов, притязаний, самолюбий, хитромудрых замыслов и неосмотрительных их реализации.
Точки зрения по поводу исторического процесса:
1. Наиболее изящное объяснение смысла исторического процесса содержится в религиозных учениях: история — это результат промышления Божьего (или его попущения).
2. По теории марксизма, исторический процесс трактуется как строго последовательное и неуклонное чередование социально-экономических формаций:
участники в данной теории:
ведущим участником исторического процесса были народные массы под руководством прогрессивной политической партии. Некоторую роль играли и отдельные личности (вроде вождей левого движения). Но их значение в исторических преобразованиях не следовало преувеличивать.
3. Представители иных течений социально-политической мысли также признавали существенную роль народных масс как движителей исторического процесса, но при этом активнее отстаивали ведущую роль в нем выдающихся личностей,
4. Близко к этой точке зрения стоит концепция решающего значения для судеб стран и народов их элит — культурных, экономических, научных и т. д. Эта концепция исходит из принципа изначального неравенства людей по национальным, расовым, классовым, социальным признакам и рассматривает исторический процесс как результат деятельности высших каст, которым подчиняется все остальное население.
5. До последнего времени большинство мыслителей в области истории склонялись к тому, что исторический процесс непредсказуем, как правило, осуществляется спонтанно и от истории можно ждать всего, чего угодно.
6. концепция исторического развития, в основе которой лежит «принцип маятника». В соответствии с этим принципом, периоды революций, резких скачков, коллизий, ломок в историческом процессе обязательно сменяются временем умиротворения, стабильности, даже иногда частичного возврата к дореволюционным) порядкам.
Таким образом, сколько людей, столько мнений, однозначного ответа на вопрос об историческом процессе и его участников нет! :))