В наше время эти слова часто произносят, когда хотят выразить сарказм. Для некоторых людей, а иногда и для определенных сообществ, они настолько отвлеченны и нежизне что кажутся архаизмом.
Многие связывают их с веком»: дуэли, осуждение обществом из-за неблаговидного поступка, совестливый «идиот» князь Мышкин и прочее, прочее, прочее. Сегодня, считают эти люди, придерживаться устаревших норм поведения неактуально. Действительно ли совесть, долг и честь в наше время – абстрактные понятия и как относиться к ним?
В словарях можно найти определение этих слов. Долг – это обязанность, которую человек берет на себя сам. Совесть – «внутренняя оценка, сознание моральности своих поступков». Честь – «социальное или моральное достоинство», качество человека, которое вызывает уважение. Все три понятия относятся к области нравственности.
Трудно представить человека, которого называют нравственным, не обладающего хотя бы одним из качеств, рассматриваемых здесь. А встречаются ли в жизни люди совестливые, но бесчестные и необязательные? Как чувствует себя человек, имеющий честь и достоинство, чувство долга, но при всем этом бессовестный? Можно ли такого вообще встретить?
Представим себе, что человек не берет ответственность за свои слова и обещания – он «никому ничего не должен». Пообещав больному другу принести нужный учебник, звонит и говорит, что ему не хочется «ехать в дождь». При этом он знает, что другу учебник очень нужен, а книгу принес бы кто-то другой, если бы не его обещание сделать это самому. Очевидно, что чувства долга у такого человека нет.
Можно ли назвать его совестливым? Все зависит от того, как он сам оценивает свой поступок, понимает ли, что поступил не только некрасиво и нечестно, но и подвел друга. Если человеку, не выполнившему обещание, стыдно за себя, если он раскаивается, то, конечно, совестью он обладает. С другой стороны, «совесть – когтистый зверь, скребущий сердце», как выразился А.С.Пушкин. Если это качество развито у личности, то оно просто не дает поступать несправедливо и жестоко по отношению к другим людям. Поэтому, скорее всего недостаточно развитая совесть «разрешила» необязательному другу не утруждать себя выполнением взятого обязательства.
Именно наличие совести развивает у человека и чувство долга и честь. Последние, в свою очередь, указывают на то, что личность наделена и совестью.
В наше время эти слова часто произносят, когда хотят выразить сарказм. Для некоторых людей, а иногда и для определенных сообществ, они настолько отвлеченны и нежизне что кажутся архаизмом.
Многие связывают их с веком»: дуэли, осуждение обществом из-за неблаговидного поступка, совестливый «идиот» князь Мышкин и прочее, прочее, прочее. Сегодня, считают эти люди, придерживаться устаревших норм поведения неактуально. Действительно ли совесть, долг и честь в наше время – абстрактные понятия и как относиться к ним?
В словарях можно найти определение этих слов. Долг – это обязанность, которую человек берет на себя сам. Совесть – «внутренняя оценка, сознание моральности своих поступков». Честь – «социальное или моральное достоинство», качество человека, которое вызывает уважение. Все три понятия относятся к области нравственности.
Трудно представить человека, которого называют нравственным, не обладающего хотя бы одним из качеств, рассматриваемых здесь. А встречаются ли в жизни люди совестливые, но бесчестные и необязательные? Как чувствует себя человек, имеющий честь и достоинство, чувство долга, но при всем этом бессовестный? Можно ли такого вообще встретить?
Представим себе, что человек не берет ответственность за свои слова и обещания – он «никому ничего не должен». Пообещав больному другу принести нужный учебник, звонит и говорит, что ему не хочется «ехать в дождь». При этом он знает, что другу учебник очень нужен, а книгу принес бы кто-то другой, если бы не его обещание сделать это самому. Очевидно, что чувства долга у такого человека нет.
Можно ли назвать его совестливым? Все зависит от того, как он сам оценивает свой поступок, понимает ли, что поступил не только некрасиво и нечестно, но и подвел друга. Если человеку, не выполнившему обещание, стыдно за себя, если он раскаивается, то, конечно, совестью он обладает. С другой стороны, «совесть – когтистый зверь, скребущий сердце», как выразился А.С.Пушкин. Если это качество развито у личности, то оно просто не дает поступать несправедливо и жестоко по отношению к другим людям. Поэтому, скорее всего недостаточно развитая совесть «разрешила» необязательному другу не утруждать себя выполнением взятого обязательства.
Именно наличие совести развивает у человека и чувство долга и честь. Последние, в свою очередь, указывают на то, что личность наделена и совестью.