Напишите план по тексту, соблюдающий все критерии егэ.
С возникновением «класса интеллектуалов» движителем социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, которая не их усвоить, объективно теряет свою значимость в общественной жизни более, нежели любой иной класс в аграрном или индустриальном обществах. Интеллектуальное расслоение, достигающее сегодня беспрецедентных масштабов, постепенно становится основой всякого иного социального расслоения…
Развитие современной экономики, основанной на производстве и использовании знаний, предполагает формирование нового принципа социальной стратификации, гораздо более жесткого по сравнению со всеми, известными истории. В аграрных обществах власть феодалу над крестьянами давало право рождения, в обществе индустриальном могущество капиталиста основывалось на праве собственности, а влияние госудаственного служащего определялось его местом в политической системе; все эти статусные факторы не были обусловлены естественными и неустранимыми качествами людей – любой член общества, оказавшись на месте представителей господствующего класса, мог бы с большим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные функции…
В современных же условиях не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества; напротив, сам он формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты. Широко рас мнение о том, что информация есть наиболее демократичный источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а монополия на нее невозможна; однако важно и то, что информация является и наименее демократичным фактором производства, так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею …
1. Введение:
- Перечислить критерии ЕГЭ (например, структурированность, логичность, аргументированность)
- Описать основную идею текста - существование класса интеллектуалов как движителя социального прогресса и его влияние на общество.
2. Первый абзац:
- Объяснить, что нематериалистические цели становятся важнее в обществе с классом интеллектуалов.
- Указать на потерю значимости социальной частью общества, которая не освоила нематериалистические цели.
3. Второй абзац:
- Рассмотреть влияние интеллектуального расслоения на другие компоненты общества.
- Описать, как интеллектуальное расслоение становится основой для формирования других социальных расслоений.
4. Третий абзац:
- Обосновать необходимость формирования нового принципа социальной стратификации в современной экономике.
- Указать на жесткость нового принципа по сравнению с предыдущими историческими принципами.
5. Четвертый абзац:
- Обратиться к примерам статусных факторов в обществах прошлого, таких как власть феодала, могущество капиталиста и влияние государственного служащего.
- Показать, что эти факторы могли быть доступны любому члену общества, и не зависели от врожденных качеств.
6. Пятый абзац:
- Обосновать, что в современных условиях не статус служит условием принадлежности к элите, а сам человек формирует качества, делающие его представителем высшей социальной страты.
- Указать на мнение о демократичности информации как источника власти и ее недоступности для монополии.
- Указать на то, что доступ к информации не означает обладание ею.
7. Заключение:
- Подытожить основные идеи текста.
- Сделать общий вывод о влиянии класса интеллектуалов на общество и современные условия стратификации.
- Привести примеры современных проявлений данной проблематики.
Каждый абзац в плане должен соответствовать конкретному фрагменту текста и содержать как пояснение, так и обоснование основных идей. Данный план позволяет организовать структуру ответа на запрос, удовлетворяющую критериям ЕГЭ и обеспечивающую понимание текста школьником.