Политика происходит от греч. polis - город- государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр. - организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. Термин Политика получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им "Политика". Вплоть до кон. XIX в. Политика традиционно рассматривалась как учение о государстве, т.е. власти институционального, государственного уровня. Однако уже в Новое время развитие политической мысли и представлений о государстве привело к выделению наук о государстве и их обособлению от политической философии и политической науки. Представление о политике значительно расширилось, и понимание политики стало весьма сложной проблемой, во всяком случае, оно оказалось предметом самых различных толкований. В настоящее время можно выделить не менее четырех основных толкований политики: 1) как отношения, включающего согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между классами (В.И. Ленин), группами и людьми (внутренняя политика) и государствами (внешняя политика). В основе такого понимания политики лежат представления об общении людей, их взаимодействии, совместном решении ими их общих дел, понимаемых как дела государства (Аристотель), а также об отношениях к обществу власти (т.е. государства) и между властями (государств друг к другу) - в средневековой традиции и проблематике Возрождения и Нового времени. Акцент на борьбе, тоже весьма древний, был усилен в марксизме и у Ленина, в частности, идеей классовой борьбы как движущего начала истории. Новое и более философское обоснование эта концепция политики получила в XX в. в теории конфликтной природы политики у К.Шмитта и Ж.Френда. 2) Логически вытекающее из первого понимания отождествление политики с другими политическими явлениями, такими, как господство, власть, а следовательно, и государство (о чем и шла речь выше); средства политики -та же власть, насилие, язык и языковые структуры, речь и символика и т.п.; деятельность - управление, организация, контроль и пр.; знание, умение (Платон и современные технократические концепции); жизнедеятельность (у Аристотеля наиболее органическое представление о природном свойстве человека заниматься совместно с другими людьми их общими делами). 3) Объяснение через функции (функциональное) - управления, поддержания порядка, сохранения внутреннего и внешнего мира или, наоборот, ведение войны, контроль общества и человека и т.д. и т.п. Перечисление функций политики ради ее, возможно более полного, определения (как и ее задачи, хотя сама по себе П. не может иметь их, поскольку решение политических задач опосредовано наличием действующих ради этого сил, направлений, власти, которая и решает их) не имеет ни конца, ни, следовательно, смысла. 4) Объяснение политики через ее цели (телеологическое от греч. teleos - цель), т.е. определение путем еще более бесконечного и малосодержательного перечисления, чем функциональное толкование, к тому же очень близкое к нему и по сути своей чрезмерно конкретное. Всем этим толкованиям присущи многие общие и их собственные недостатки: они не конечны, и сами нуждаются в дальнейших определениях, особенно тождества, которые не столько определяют, сколько замещают политику; они часто неспецифичны для нее - как, например, деятельность, средство, отношение, конфликт, борьба, решение задач; наличие функций и целей может определять любое другое смежное общественное явление - право, идеологию, мораль, экономику и т.п
ПОЛИТИКА
Политика происходит от греч. polis - город- государство и
прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, -
государство, гражданин и пр. - организационная и регулятивно-контрольная
сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической,
идеологической, правовой, культурной, религиозной. Термин Политика
получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о
государстве, правлении и правительстве, названного им "Политика".
Вплоть до кон. XIX в. Политика традиционно рассматривалась как
учение о государстве, т.е. власти институционального, государственного
уровня. Однако уже в Новое время развитие политической мысли и
представлений о государстве привело к выделению наук о государстве и
их обособлению от политической философии и политической науки.
Представление о политике значительно расширилось, и понимание политики
стало весьма сложной проблемой, во всяком случае, оно оказалось
предметом самых различных толкований. В настоящее время можно
выделить не менее четырех основных толкований политики: 1) как
отношения, включающего согласие, подчинение, господство, конфликт и
борьбу между классами (В.И. Ленин), группами и людьми (внутренняя
политика) и государствами (внешняя политика). В основе такого
понимания политики лежат представления об общении людей, их
взаимодействии, совместном решении ими их общих дел, понимаемых как
дела государства (Аристотель), а также об отношениях к обществу власти
(т.е. государства) и между властями (государств друг к другу) - в
средневековой традиции и проблематике Возрождения и Нового времени.
Акцент на борьбе, тоже весьма древний, был усилен в марксизме и у
Ленина, в частности, идеей классовой борьбы как движущего начала
истории. Новое и более философское обоснование эта концепция политики
получила в XX в. в теории конфликтной природы политики у К.Шмитта и
Ж.Френда. 2) Логически вытекающее из первого понимания отождествление
политики с другими политическими явлениями, такими, как господство,
власть, а следовательно, и государство (о чем и шла речь выше);
средства политики -та же власть, насилие, язык и языковые
структуры, речь и символика и т.п.; деятельность - управление,
организация, контроль и пр.; знание, умение (Платон и современные
технократические концепции); жизнедеятельность (у Аристотеля
наиболее органическое представление о природном свойстве человека
заниматься совместно с другими людьми их общими делами). 3) Объяснение
через функции (функциональное) - управления, поддержания порядка,
сохранения внутреннего и внешнего мира или, наоборот, ведение войны,
контроль общества и человека и т.д. и т.п. Перечисление функций политики
ради ее, возможно более полного, определения (как и ее задачи, хотя
сама по себе П. не может иметь их, поскольку решение политических
задач опосредовано наличием действующих ради этого сил, направлений,
власти, которая и решает их) не имеет ни конца, ни, следовательно,
смысла. 4) Объяснение политики через ее цели (телеологическое от греч.
teleos - цель), т.е. определение путем еще более бесконечного и
малосодержательного перечисления, чем функциональное толкование, к тому
же очень близкое к нему и по сути своей чрезмерно конкретное. Всем
этим толкованиям присущи многие общие и их собственные недостатки:
они не конечны, и сами нуждаются в дальнейших определениях,
особенно тождества, которые не столько определяют, сколько замещают
политику; они часто неспецифичны для нее - как, например, деятельность,
средство, отношение, конфликт, борьба, решение задач; наличие функций
и целей может определять любое другое смежное общественное явление
- право, идеологию, мораль, экономику и т.п