На факультете социологии одного вуза сложилась конфликтная ситуация между студентами и администрацией факультета. Студенты недовольны методиками преподавания, преподавательским составом и бытовыми условиями, существующими на факультете.
Деканат настаивает на том, что причин для конфликта нет, заявляет, что за студентами стоят какие‑то политические организации, призванные подорвать образовательную систему в стране. Довольно долго студенты безуспешно высказывали свои претензии декану. В 2006 г. в корпусе были поставлены турникеты и камеры видеонаблюдения, что вызвало волну недовольства среди студентов и преподавателей. Закрытие дешевой столовой подтолкнуло ребят к решительным действиям. Декан факультета Владимир Добров не являлся авторитетным лицом ни в студенческих кругах, ни среди практикующих социологов.
Конфликт достиг своего апогея, получил резонанс в обществе и профессиональном сообществе социологов, были привлечены руководство (ректор университета), средства массовой информации. По распоряжению ректора была создана комиссия, которая должна разбираться в причинах конфликта; общественная палата разбирала конфликтную ситуацию и решала, какие меры нужно предпринять. Был проведен круглый стол, на котором присутствовала администрация вуза и инициативная группа студентов, с целью выработки путей решения конфликта. По результатам работы комиссии были признаны объективными большинство заявлений студентов, которые ректор официально обещал решить, был подписан указ о повышении качества образования на факультете. Общественная палата и Российское общество социологов организовали независимую комиссию, в состав которой вошли практикующие социологи и теоретики, они проверят соответствие литературы и методик обучения. Социологическое сообщество отправило ректору конкретные предложения, как эффективно и демократически разрешить конфликтную ситуацию. Была удовлетворена часть требований студентов (организация пункта питания, приглашение социологов из других вузов и др.).
Задания
1. Проанализируйте прецеденты конфликта.
2. Изучите и оцените инструменты управления конфликтом, использованные сторонами. Разработайте свои рекомендации.
3. Выявите позитивные и негативные функции конфликта.