Митература
интерес к родной ведет к расцвету летописания 1
повестей и, наконец, хронографов — обширней
ших сочинений по всемирной , заканчивавшихся обычно
кратким изложением событий .
в этот же период развиваются сношения с другими стра
нами — с византией, с болгарией и сербией. новгородцы
описывают свои путешествия в византию. на русь приезжа-
ют сербские и болгарские писатели, во множестве привозятся
переводные сочинения и делаются новые переводы произведе-
ний , богословских, природоведческих.
произведения, рассчитанные просто на занимательность.рүү
мы привыкли, чтобы произведения, которые мы читаем.
были занимательными. занимательность же для нас в основ-
ном связана с быстрым развитием сложной фабулы 2. писатели
древней руси тоже, конечно, стремились заинтересовать чита-
теля. но фабула их произведений проста, повествование ведёт-
ся спокойно, неторопливо.
люди древней руси читали книги не спеша, перечитывая
одно и то же произведение по нескольку раз, благоговейно
ища в нём наставлений, советов либо изображения значитель-
ных событий из своей страны или других стран. неда-
ром книги образно сравнивались с глубиной морской, а чита-
тель — с искателем жемчуга.
в нет просто действующих
лиц — есть герои, совершающие великие подвиги на поле
брани или нравственного совершенствования. подобно фоль-
клору, останавливалась только на событиях ис-
ключительных, она не снисходила к читателю, а стремилась
однять его до своих вершин.
в древней не было стихов, но была поэзия.
только образность этой поэзии иная, чем в новое время, нам
адо к ней привыкнуть, понять её, образы рождались как бы
сами собой. мы бы сказали: «приеду весной», а человек xi—
xvii веков писал: «приеду, как только на деревьях лист расцве-
тёт». древние авторы не писали, что кто-то много сделал для
родины, они писали: «много пота утёр за отчизну свою»; мы
бы сказали: «враги бежали», а древний книжник писал: «по-
казали плечи свои». они любили гиперболы: имя александра
невского, по словам его биографа, было прославлено «по
всем странам до моря египетского и до гор араратских». древ-
авторы часто прибегали ксравнениям: воины срав-
нивались с соколами, летящие стрелы — с дождём, враги — со
свирепыми зверями.
поэтичность в значительной сте-
пени связана с ее близостью к устному народному творчеству.
в наше время и фольклор строго разграничены.
писатели xviii —xx веков обращаются к фольклору, но никог-
да не становятся сказителями. в древней
было иначе. писатели, подобно сказителям, создавали эпи-
ческие? произведения. эпичны не только начальные сказания
«повести временных лет», основанные на устных преданиях об
олеге, игоре, ольге, владимире, оюноше-кожемяке и бeлго-
родских колодцах. эпичны и более поздние произведения xv,
xv и даже xvii веков. во многие повествования, которые яв-
ляются образцами высокой риторики, органично входят эпи-
ческие части. написать конспект