Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура все¬гда развертывается и существует только на основе приро-ды. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и от¬ношение человека к природе.
С давних времен существовали два подхода к окру¬жающему миру — теоретический и мифопоэтический. По¬следний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.
Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это бу¬дет теоретически вполне разумным, но не культурным от¬ношением. Культурный человек видит в природе не мертвую материю, не землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глу¬бокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его, то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним ут¬ром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, — я вышел прогуляться. Поля зеленели, пти¬цы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существо¬вания; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь пре-красным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движу¬щийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Не¬бу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я с самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают землю только сухой глыбой...».
По материалам энциклопедии для школьников
1. Выделите основные смысловые части текста. Оза¬главьте каждую из них (составьте план текста).

2. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы.

3. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них.

4. Проиллюстрируйте тремя примерами положение тек¬ста: «Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам».

5. В тексте приведен фрагмент рассказа известного ес¬тествоиспытателя Г. Фехнера. Какому из двух подхо¬дов к окружающему миру соответствует этот рассказ? Подтвердите свое мнение фрагментом текста.

lediyulia04 lediyulia04    1   18.05.2020 00:11    15

Другие вопросы по теме Обществознание