Кейс 2. Конфликт в школе.
7 сентября 2016 года во время перемены дежурный Паша всех одноклассников выйти из кабинета для проветривания помещения. Одноклассники покинули класс, но Иван остался. Паша подошел к нему и еще раз повторил выйти из кабинета. Иван грубо ответил однокласснику отказом, аргументировав его тем, что ему нужно повторить урок. В ответ на услышанное, Павел толкнул Ивана в сторону выхода. Иван толкнул одноклассника в ответ. Во время потасовки с парты Ивана упали очки, которые были куплены Ивану родителями на заказ и имели высокую цену. Иван потребовал, чтобы Павел поднял очки, т.к. все произошло, по мнению Ивана, из-за него. В это время раздался школьный звонок, и дети стали входить в класс. Света проходила по проходу между партами и, не увидев предмет на полу, наступила на очки Ивана. Разгневанный Иван оскорбил Свету и Пашу, ударил одноклассницу по плечу, после чего заплакал и убежал из кабинета. После этого случая подростки не общаются между собой.
Задания
1. Проанализировать конфликт, описать структуру конфликта.
2. Предложить пути разрешения (создать благоприятные условия для общения подростков и их родителей восстановлению хороших взаимоотношений между подростками, компенсации материального и морального вреда участникам конфликта.
Структура конфликта:
1. Возникновение конфликта: Паша просит Ивана выйти из класса во время перемены, поскольку проветривание помещения является обязательным требованием. Иван отказывается выходить из класса, поскольку считает это необходимым для повторения материала. Здесь возникает первое противоречие между ними.
2. Эскалация конфликта: В ответ на отказ, Паша толкает Ивана в сторону выхода из класса, а Иван толкает Пашу в ответ. В результате потасовки на парту Ивана падают очки, которые имели высокую цену и были куплены по заказу родителей. Иван требует, чтобы Паша поднял очки, обвиняя его в произошедшем.
3. Новый конфликт: В это время, когда дети входят в класс, Света проходит между партами и наступает на очки Ивана. Это вызывает гнев у Ивана, который оскорбляет Свету и Пашу, а также ударяет Свету по плечу. После этого Иван плачет и убегает из класса.
Пути разрешения конфликта:
1. Проведение беседы и выяснение обстоятельств: Школьный учитель может организовать отдельную разговор с Пашей и Иваном, чтобы выяснить, почему они попали в конфликт и что привело к таким последствиям. Учитель должен выслушать каждого учащегося с учётом самочувствия Ивана и его эмоционального состояния после происшедшего.
2. Пособие в примирении: После выяснения обстоятельств, учитель может помочь Паше и Ивану найти общий язык. Необходимо дать им возможность предложить примирительные действия, например, извинение или помощь в решении материального ущерба.
3. Совместные занятия: Учитель может организовать дополнительные занятия или проекты, в которых Паша и Иван будут работать вместе. Такое сотрудничество способствует расширению общения и созданию благоприятной атмосферы.
4. Совместные мероприятия: Организация совместных мероприятий, таких как классные дни, экскурсии или спортивные игры, также может содействовать восстановлению хороших взаимоотношений между подростками. Учитель может участвовать в организации таких мероприятий или обратиться к родителям с предложением совместных действий.
5. Компенсация ущерба: Учитель должен оказать поддержку Ивану по поводу утраты очков. Если Иван считает, что Паша несет ответственность за произошедшее, можно обсудить возможности компенсации ущерба. Таким образом, оба учащихся могут чувствовать, что их эмоциональные и материальные потребности учитываются.
6. Поддержка психолога: В случае если Иван после происшествия испытывает сильный стресс или тревогу, школьный психолог может оказать ему помощь. Психолог может предложить сеансы консультации, групповые занятия или другие методы работы с эмоциями.
В итоге, сочетание выслушивания всех сторон, примирительных действий, сотрудничества, проведения совместных мероприятий и поддержки психолога должны способствовать восстановлению хороших взаимоотношений между Пашей, Иваном и Светой, а также снизить напряжение и конфликтность в классе.