Какие методы психологии применены в следующих примерах?
1. Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме укрепляются приборы, с которых исследуются биотоки мозга под действием различных раздражителей или состояний организма (бодрствование, сон). Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все получаемые показатели фиксируются точной аппаратурой.
2. На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия детьми предметов; тщательно анализируя письменные работы школьников и сопоставляя данные с результатами других экспериментов, исследователь делает выводы об особенностях индивидуального стиля старшеклассников.
3. Для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляют «страшные» картинки и регистрируют при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.
4. Индивида систематически изучают в обычной повседневной жизни. Исследователь не вмешивается в естественный ход событий. Пример этого метода – ведение дневника родителями, которые на протяжении многих лет записывают все сведения об изменениях психической жизни ребенка.
2. Во втором примере используется метод анализа детских рисунков и письменных работ школьников. Психолог анализирует рисунки и работы, чтобы определить особенности восприятия предметов у детей. Данные сравниваются с результатами других экспериментов и исследований. По результатам анализа психолог делает выводы об индивидуальном стиле восприятия старшеклассников.
3. В третьем примере используется метод провокационного тестирования смертельного страха. Испытуемому показывают «страшные» картинки, чтобы вызвать у него эмоциональное состояние страха. При этом регистрируются изменения в сопротивлении кожи электрическому току. Это позволяет определить эмоциональное состояние испытуемого и его реакцию на страшные стимулы.
4. В четвертом примере используется метод наблюдения в повседневной жизни. Исследователь изучает индивида без прямого вмешательства в его естественные действия и поведение. В этом случае родители ведут дневник, записывая все сведения об изменениях психической жизни ребенка на протяжении многих лет. Это позволяет получить долгосрочные данные о развитии и поведении ребенка для последующего анализа и исследования.