Как только мы начинаем размышлять о свободе воли, перед нами возникает непроходимый лабиринт вопросов и парадок­сов. Мы знаем, что политическая свобода — это один из наиболее упо­требляемых лозунгов. Все политические партии утверждают, что они являются самыми верными представителями и защитниками «свободы». Но они всегда определяют этот термин так, как им угодно, и используют его в своих интересах. Свобода как этическая категория значительно более простая вещь. Она свободна от той многозначности, которая присуща политическому и философскому термину.

Не ответственность мотива, но характер мотивации отличает свобод­ное действие. В этическом смысле человек свободен, если эта мотивация основана на его собственном суждении о том, что является его мораль­ным долгом. Это значит, что законы, которым мы подчиняемся в своих действиях, не приходят извне, но каждый сам устанавливает их для себя.

Излагая свою теорию, Кант предупреждал возможность фундамен­тального непонимания: этическая свобода, говорил он, это не факт, а по­стулат, это не дар, которым обладает человеческая натура, а скорее, труднейшая из задач, которые может поставить перед собой человек. Выполнение требований этической свободы становится особенно труд­ным во времена острых социальных кризисов, когда кажется неминуе­мым разрушение всех основ общественной жизни, когда индивидуум ощущает глубокое неверие в собственные силы.

Свобода не есть естественная принадлежность человека: чтобы ей владеть, нужно ее создать. Если просто следовать своим природным ин­стинктам, мы никогда не почувствуем необходимости свободы — мы скорее выберем рабство. Очевидно ведь, что гораздо легче положиться на других, чем самому думать, судить, решать за себя. Это и является причиной того, что и в личной, и в политической жизни к свободе отно­сятся скорее как к бремени, чем как к привилегии. В трудных условиях человек стремится сбросить с себя это бремя. И здесь вступают в дей­ствие тоталитарное государство и политические мифы. Новые политиче­ские партии обещают, по крайней мере, избавление от дилеммы «свобода или несвобода». Они подавляют и уничтожают сам смысл свободы, но зато освобождают человека от всякой личной ответствен­ности.

Вопросы и задания к тексту

О каких смыслах понятия «свобода» рассуждает автор в этом отрывке?
Как он относится к использованию лозунга политической свободы различными политическими партиями? Чем вызвано та­кое отношение?
В чем смысл свободы как нравственно-этической кате­гории?
Какое утверждение точнее отражает авторскую трактовку сущности свободы:

диана2263 диана2263    1   26.11.2020 11:48    3

Другие вопросы по теме Обществознание