I 1 с До известных пределов утраты в природе восстановимы. Може но очистить загрязнённые реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстано- вить зубров и на Кавказе, и в Беловежской Пуще... Природа при атом сама человеку, ибо она живая. Она обладает ностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесённые ей извне: пожарами, или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами... Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосста- новимым ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в с определёнными ма- стерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается на вечно, ранится навечно, и он совершенно беззащитен, он не вос- становит самого себя. На земле становится тесно для памятников культуры не дото- му, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивые ми и заманчивыми для градостроителей, Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры без разбора и «суда». Каж- ды обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. 1) Составь план текста. 2) Как, по мнению автора, природа человеку в восста- новлении утрат? При каком условии это возможно? 3) Какое различие между экологией природы и экологией культу- ры установил автор? Как, по-твоему, связаны памятники культуры и окружающий их ландшафт? 4) Почему на земле становится тесно для памятников культу- рыь? Используя текст, факты общественной жизни, выскажи три предположения. 8