1. Государственное вмешательство в рыночную экономику
1.1 Необходимость государственного регулирования
государственный экономика денежный рыночный
Для успешного функционирования рыночной системы необходимы разумные и обязательные для соблюдения условия. Например, экономической основой становления и развития рыночных отношений выступает частная собственность. Однако хорошо известно, что право частной собственности само по себе определиться не может, его должно установить государство. Государство необходимо также для ограничения монопольных тенденций в экономике, для выработки механизма, стимулирующего трудовую деятельность людей.
Государственное вмешательство в механизм рыночных отношений иногда вызывается процессом производства или воспроизводства. Так, проблемы циклических колебаний в экономике (резкие спады производства, инфляция, безработица) не могут быть устранены механизмом рыночного саморегулирования. Иногда этот механизм не только не возвратить экономику к рыночному равновесию, но и готов подвергнуть ее еще более глубоким потрясениям. Без регулирующей роли государства в этом случае обойтись невозможно.
Необходимость государственного регулирования вытекает из проявлений несовершенства рынка, заключающемся:
1. в несостоятельности конкуренции, выражающейся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии;
2. в наличии многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.;
3. во внешних эффектах (экстерналиях), типичный пример которых - загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам;
4. в неполных рынках, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных;
5. в несовершенстве информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства;
6. в безработице, инфляции, экономическом неравновесии, особенно резко проявляющемся в периоды кризисов и депрессий;
7. в излишне неравномерном распределении доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность;
8. в наличии обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок/12,189;10,549/.
1.2 Возможности и границы государственного регулирования
Возможности и границы государственного регулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому, что они имеют много аспектов. Многие проявления эффективности госрегулирования, например социальная стабильность в обществе, вообще не имеют однозначных количественных параметров. Кроме того, практически невозможно вычленить вклад каждого из трех «слоев» хозяйственного механизма в обеспечение приемлемых темпов экономического роста, увеличение занятости или повышение эффективности общественного производства. Вследствие этого можно выявить лишь некоторые качественные оценки возможностей и границ госрегулирования.
2. Функции государства в рыночной экономике
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.
Вот основные из них:
Правовое обеспечение экономической деятельности.
Организация денежного обращения.
Производство так называемых общественных товаров и услуг (которые призваны удовлетворять коллективные потребности). Это, например, продукция оборонного назначения, дороги коммуникации, иная инфраструктура. К этой группе функций можно отнести поддержку государством науки, образования, культуры.
Минимизация трансакционных издержек.
Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции; поддержка малого бизнеса.
Оптимизация влияния экстерналий (внешних эффектов). В экономике возникают так называемые внешние эффекты, которые не выражаются в денежной форме, и рынок на них должным образом не реагирует. Речь обычно идет о минимизации внешних эффектов отрицательного свойства, например загрязнения окружающей среды. Положительные же внешние эффекты государством могут активно стимулироваться.
Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости).
1. Государственное вмешательство в рыночную экономику
1.1 Необходимость государственного регулирования
государственный экономика денежный рыночный
Для успешного функционирования рыночной системы необходимы разумные и обязательные для соблюдения условия. Например, экономической основой становления и развития рыночных отношений выступает частная собственность. Однако хорошо известно, что право частной собственности само по себе определиться не может, его должно установить государство. Государство необходимо также для ограничения монопольных тенденций в экономике, для выработки механизма, стимулирующего трудовую деятельность людей.
Государственное вмешательство в механизм рыночных отношений иногда вызывается процессом производства или воспроизводства. Так, проблемы циклических колебаний в экономике (резкие спады производства, инфляция, безработица) не могут быть устранены механизмом рыночного саморегулирования. Иногда этот механизм не только не возвратить экономику к рыночному равновесию, но и готов подвергнуть ее еще более глубоким потрясениям. Без регулирующей роли государства в этом случае обойтись невозможно.
Необходимость государственного регулирования вытекает из проявлений несовершенства рынка, заключающемся:
1. в несостоятельности конкуренции, выражающейся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии;
2. в наличии многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.;
3. во внешних эффектах (экстерналиях), типичный пример которых - загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам;
4. в неполных рынках, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных;
5. в несовершенстве информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства;
6. в безработице, инфляции, экономическом неравновесии, особенно резко проявляющемся в периоды кризисов и депрессий;
7. в излишне неравномерном распределении доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность;
8. в наличии обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок/12,189;10,549/.
1.2 Возможности и границы государственного регулирования
Возможности и границы государственного регулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому, что они имеют много аспектов. Многие проявления эффективности госрегулирования, например социальная стабильность в обществе, вообще не имеют однозначных количественных параметров. Кроме того, практически невозможно вычленить вклад каждого из трех «слоев» хозяйственного механизма в обеспечение приемлемых темпов экономического роста, увеличение занятости или повышение эффективности общественного производства. Вследствие этого можно выявить лишь некоторые качественные оценки возможностей и границ госрегулирования.
2. Функции государства в рыночной экономике
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.
Вот основные из них:
Правовое обеспечение экономической деятельности.
Организация денежного обращения.
Производство так называемых общественных товаров и услуг (которые призваны удовлетворять коллективные потребности). Это, например, продукция оборонного назначения, дороги коммуникации, иная инфраструктура. К этой группе функций можно отнести поддержку государством науки, образования, культуры.
Минимизация трансакционных издержек.
Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции; поддержка малого бизнеса.
Оптимизация влияния экстерналий (внешних эффектов). В экономике возникают так называемые внешние эффекты, которые не выражаются в денежной форме, и рынок на них должным образом не реагирует. Речь обычно идет о минимизации внешних эффектов отрицательного свойства, например загрязнения окружающей среды. Положительные же внешние эффекты государством могут активно стимулироваться.
Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости).